Положение
о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47)
Краснотурьинск, 2022 г.
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение
о
взаимодействии
учителя-логопеда
со
специалистами ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом № 273ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на
2 июля 2021 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021
года, письмом Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002 года №03-51-5
ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в
развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольных
учреждений.
1.2. Данное Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ регламентирует совместную деятельность специалистов детского сада в части
оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и
(или) письменной речи и трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования (в том числе адаптированных), используя основные
направления коррекционно-развивающей работы для установления личностноориентированных форм общения с детьми.
1.3. Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов
дошкольного образовательного учреждения с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.
1.4. Логопедическая помощь специалистов детского сада осуществляется при тесном
взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанника,
обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике
логопедической коррекционно-образовательной работы по преодолению
неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.5. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 1 и 2).
1.6. Логопедическая помощь оказывается специалистами дошкольного
образовательного учреждения любого типа независимо от его организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных
образовательных программ.
1.7. Логопедическая диагностика специалистами ДОУ осуществляется не менее двух
раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с
нарушенным развитием
2.1. Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения с
воспитанниками, имеющими речевые нарушения, подразделяется на следующие
направления:
консультативная работа;
информационно-просветительская работа;
коррекционно-образовательная.
2.2. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя
консультирование специалистами дошкольного образовательного учреждения.
2.3. Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников
образовательной деятельности;
консультирование
специалистов
ДОУ
по
выбору
индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием.
2.4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной
деятельности для детей с нарушенным развитием. Осуществляется специалистами,
руководителями детского сада.
2.5. Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные
беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы,
информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),
направленные участникам образовательной деятельности – родителям (законным
представителям), педагогическим работникам.
2.6. Коррекционно-образовательная работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с нарушенным развитием в условиях дошкольного
образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков.
3. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ
3.1. Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского
сада осуществляется на основе диагностического, профилактического,
коррекционно-развивающего
аспектов
обследования,
обеспечивающих
непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественноэстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
3.2. Коррекционно-образовательная работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и
приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3.3. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителемдефектологом, тьютором.
3.4. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный
календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого
дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию,
введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных
моментов в расписании непосредственной образовательной деятельности (далее –
НОД), практическому овладению детьми навыками словообразования и
словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию
уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем
– успешному обучению в образовательной организации.
3.5. Система коррекционно-образовательной работы предусматривает:
проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая
помогает выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и
построить коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностноориентированного подхода;
проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое
развитие воспитанника;
отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя,
педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической
культуре);
применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую
деятельность детей-логопатов.
3.6.
Содержание
коррекционно-развивающей
работы
в
дошкольном
образовательном учреждении с воспитанниками определяется учителем-логопедом
на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее –
ПМПк), результатов логопедической диагностики и обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в
развитии;
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями ПМПк);
возможность
освоения детьми с отклоняющимся развитием основной
образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной
коррекционно-развивающей программы.
3.7. Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу,
должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
3.8. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в
длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не
могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских
организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии
устной речи.
3.9. Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное
учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме
026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов
и школ-интернатов».
3.10. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий
коррекционно-развивающей работы:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности
в освоении основных образовательных программ дошкольного образования,
развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с
учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и
составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
3.11. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.12. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.13.
Продолжительность
коррекционно-развивающего
обучения
детей
определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно
от 45 до 60 часов);
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием
речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года),
примерно от 45 до 60 часов;
с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными
общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85
занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий;
имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95
часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.14. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для
исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и
соответствовать возрасту воспитанников.
3.15. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий
коррекционно-развивающей работы, который является финансовым документом.
3.16. Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут
учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий
дошкольным образовательным учреждением.
3.17. На логопедические занятия также зачисляются воспитанники детского
садастаршего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
3.18. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
3.19. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4).
3.20. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования
врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом,
офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.21. Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная
наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в
развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.
3.22. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до
5 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
4. Участники коррекционно-образовательной деятельности
4.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные
представители) воспитанника, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учительдефектолог, тьютор.
4.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического,
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
речи и коррекции её недостатков.
4.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером
коррекционных методов их обучения.
4.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их
родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
4.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
4.6. Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе, является учитель-логопед.
4.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми
с речевыми нарушениями, решают совместно:
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
исправление ошибок в речи воспитанников;
стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
консультирование родителей (законных представителей);
обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников.
5. Организация взаимодействия
учителя-логопеда и воспитателя
образовательной
деятельности
5.1. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами
обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого
развития.
5.2. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и
задач коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной
жизни и соотносится с задачами логопедического занятия.
5.3. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом,
но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не
случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
5.4. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной,
так как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией.
5.5. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов
детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей,
осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
5.6. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а
воспитатель занимается закреплением этих навыков.
5.7. Воспитателю рекомендуется:
формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и
умения во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать
воспитанникам разнообразие впечатлений;
сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед
занятием учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые
навыки, полученные воспитанниками на занятиях;
уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок,
экскурсии.
5.8. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с
воспитателями может использоваться:
ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению,
расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и
мотивационную базу для формирования речевых умений;
логопедизация режимных моментов и занятий;
проведение
систематических
упражнений
для
развития
дыхания,
артикуляционной, мелкой и общей моторики;
проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели;
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но
и в режимные моменты;
объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным
представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних
занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря,
закрепление
правильного
звукопроизношения,
развитие
мелкой
и
артикуляционной моторики.
6. Организация взаимодействия образовательной
учителя-логопеда и музыкального руководителя
деятельности
6.1. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную
жизнь ребёнка музыко-терапевтических произведений, проводит плановые
музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с
учителем-логопедом
проводит
логоритмические
занятия.
6.2. На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой
моторики (координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд
заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению
намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда
областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга),
артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений,
постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр,
выразительность, сила голоса).
6.3. В процессе совместной работы могут использоваться:
музыкальные произведения различных жанров;
логоритмические упражнения;
упражнения на развитие координацию движений;
игры и упражнения на развитие дыхания;
игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса,
выразительность);
упражнения на развитие мимических движений.
7. Организация взаимодействия образовательной деятельности
учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
7.1. Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает
наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную
неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений,
нарушение
плавности
и
амплитуды
выполняемых
движений.
7.2. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план
коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре:
постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания,
отработка нижнего диафрагмального дыхания);
развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
расширение и обогащение лексического запаса.
8. Организация взаимодействия образовательной
учителя-логопеда и учителя-дефектолога
деятельности
8.1. Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда
факторов:
достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов
(внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности
воспитанников;
хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая
пространственная ориентировка;
эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в
работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха.
8.2. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более
успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению
социального заказа и позволяет:
развить познавательную активность воспитанника;
обогатить словарь;
усвоить лексико-грамматические категории;
корригировать психические процессы;
развить монологическую и диалогическую речь;
корригировать моторные функции;
развить творческие способности.
8.3. Совместно с дефектологом учитель-логопед осуществляет:
разработку адаптированных программ;
подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов для педагогов
ДОУ;
организацию родительского сообщества «Школы для родителей»;
организацию психолого-педагогического консилиума;
интегрированные логопедические занятия.
9. Организация взаимодействия
учителя-логопеда и тьютора
образовательной
деятельности
9.1. Взаимодействие учителя-логопеда и тьютора осуществляется в трех
направлениях:
в процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными
потребностями;
в процессе социализации воспитанника;
в процессе работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.
9.2. Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в
образовательной деятельности является индивидуальная помощь воспитаннику с
органичеными
возможностями.
9.3. Основная задача учителя-логопеда и тьютора в процессе воспитания и обучения
– помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в формировании основ
познавательной и образовательной деятельности.
10. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями
(законными представителями)
10.1. Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе
личностного ориентированного общения. Основой общения являются
индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в
результате обследования в начале учебного года.
10.2. Целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными
представителями) является:
объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка
с речевой патологией;
сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему
ребёнку, общаться с ним;
уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и
достижения (радоваться успехам);
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных
представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях.
10.3. Непрерывная связь с родителями (законными представителями)
осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы
и включает в себя:
анкетирования, опросы;
родительские собрания;
мастер-классы, семинары практикумы;
индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»;
просмотры занятий;
размещение стендовых консультаций;
домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями;
организация родительского сообщества «Школа для родителей»;
обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка,
размещение актуальной информации лично в социальных сетях.
11. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
11.1. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения:
является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы,
проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет
интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с
каждым ребенком;
осуществляет
постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию
нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому
овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи,
речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе;
планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную
интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ;
консультирует
воспитателей, музыкального руководителя по вопросам
организации коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех
детей группы;
помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий;
своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников;
определяет уровень и структуру дефекта;
проводит курс коррекции речевых недостатков;
способствует всестороннему развитию речи;
координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с
речевыми нарушениями;
проводит совместные занятия с другими специалистами;
способствует формированию общей культуры личности, социализации;
обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
строго соблюдает принципы педагогической этики;
выполняет
распоряжения администрации дошкольного образовательного
учреждения;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
осуществляет
систематическую связь с заместителем заведующего и
воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью
выработки правильного речевого режима в группе.
12.2. Учитель-логопед ведет необходимую документацию:
речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной
деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые
нарушения;
планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий;
тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю,
музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре);
тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и
аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими
нарушения в речевом развитии;
распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
12.3. Воспитатель логопедической группы:
закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации
навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в
повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в
содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения,
экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе;
обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников;
планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и
проводит образовательные занятия со всей группой детей;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную
деятельность всех воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку в группе;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми
нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми
нарушениями с учетом рекомендаций специалистов;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми
нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями (законными представителями) по популяризации
логопедических знаний.
12.3. Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи со специалистами детского сада;
в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на
каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам
коррекционно-образовательной деятельности.
12.4. Музыкальный руководитель:
развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса;
формирует певческое и речевое дыхание;
обогащает словарь детей по лексическим темам;
развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических
движений, игры на детских музыкальных инструментах;
участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в
деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы
ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует досуг;
проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их
психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников;
взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации
совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях,
утренниках и т.д.;
консультирует
родителей (законных представителей) и педагогов по
использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
12.4. Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию:
планы
(перспективные и календарные) проведения индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных
занятиях, досугах, праздниках и т.п.;
аналитический отчет о результатах работы за год.
12.5. Инструктор по физической культуре:
обеспечивает физическое развитие всех воспитанников;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную
деятельность всех воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку на занятиях;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми
нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми
нарушениями с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми
нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями.
12.6. Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом;
в конце учебного года участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы;
план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных
занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.;
аналитический отчет о результатах работы за год.
12.7. Педагог-психолог:
участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого
воспитанника;
проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую
работу;
оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и
специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками,
имеющими недоразвитие речи.
12.8. Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения:
проводит углубленную диагностику развития познавательной деятельности
воспитанника;
прослеживает динамику развития воспитанников;
определяет
оценку
интеллектуальной
готовности
к
обучению
в
общеобразовательной организации;
способствует формированию у педагогического коллектива и родителей (законных
представителей) информационной готовности к коррекционной работе, оказание
им помощи в организации полноценной речевой среды;
контролирует качество проведения коррекционно-образовательной работы
педагогов с детьми.
12.9. Основными обязанностями тьютора являются:
ведение базы данных воспитанников с ОВЗ;
проведение
контроля за разработкой индивидуальных образовательных
маршрутов, учебных планов, проектов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной
деятельности;
осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
взаимодействие
с педагогами с целью реализации индивидуальных
образовательных маршрутов детей с ОВЗ;
проведение
работы по выявлению и оформлению индивидуальных
образовательных запросов воспитанников с ОВЗ с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья
детей.
13. Материально-техническое и финансовое обеспечение помещения
для логопедических занятий
13.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду,
отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной
освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть
эстетически оформлен.
13.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
13.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую
зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
13.4. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
13.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
13.6. Логопедическое помещение финансируется дошкольным образовательным
учреждением, на базе которого он создан.
14. Заключительные положения
14.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
14.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
14.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего
Положения.
14.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.