Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) Краснотурьинск, 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом № 273ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021 года, письмом Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002 года №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений. 1.2. Данное Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ регламентирует совместную деятельность специалистов детского сада в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных), используя основные направления коррекционно-развивающей работы для установления личностноориентированных форм общения с детьми. 1.3. Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов дошкольного образовательного учреждения с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 1.4. Логопедическая помощь специалистов детского сада осуществляется при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанника, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционно-образовательной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.5. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 1 и 2). 1.6. Логопедическая помощь оказывается специалистами дошкольного образовательного учреждения любого типа независимо от его организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ. 1.7. Логопедическая диагностика специалистами ДОУ осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с нарушенным развитием 2.1. Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, подразделяется на следующие направления: консультативная работа; информационно-просветительская работа; коррекционно-образовательная. 2.2. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя консультирование специалистами дошкольного образовательного учреждения. 2.3. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников образовательной деятельности; консультирование специалистов ДОУ по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием. 2.4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для детей с нарушенным развитием. Осуществляется специалистами, руководителями детского сада. 2.5. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные участникам образовательной деятельности – родителям (законным представителям), педагогическим работникам. 2.6. Коррекционно-образовательная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушенным развитием в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. 3. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ 3.1. Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского сада осуществляется на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего аспектов обследования, обеспечивающих непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественноэстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями. 3.2. Коррекционно-образовательная работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3.3. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителемдефектологом, тьютором. 3.4. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов в расписании непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации. 3.5. Система коррекционно-образовательной работы предусматривает: проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая помогает выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и построить коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностноориентированного подхода; проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные); создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие воспитанника; отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. 3.6. Содержание коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПк), результатов логопедической диагностики и обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк); возможность освоения детьми с отклоняющимся развитием основной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы. 3.7. Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 3.8. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.9. Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». 3.10. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий коррекционно-развивающей работы: для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 3.11. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.12. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.13. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет: с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60 часов); с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов; с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено. 3.14. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. 3.15. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий коррекционно-развивающей работы, который является финансовым документом. 3.16. Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением. 3.17. На логопедические занятия также зачисляются воспитанники детского садастаршего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: общее недоразвитие речи (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. 3.18. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). 3.19. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4). 3.20. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию. 3.21. Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек. 3.22. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта: с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек; с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек; минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника. 4. Участники коррекционно-образовательной деятельности 4.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учительдефектолог, тьютор. 4.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического, физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков. 4.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. 4.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 4.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 4.6. Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе, является учитель-логопед. 4.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно: формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; исправление ошибок в речи воспитанников; стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; консультирование родителей (законных представителей); обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. 5. Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя образовательной деятельности 5.1. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого развития. 5.2. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия. 5.3. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. 5.4. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией. 5.5. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях. 5.6. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. 5.7. Воспитателю рекомендуется: формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умения во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать воспитанникам разнообразие впечатлений; сочетать все виды деятельности детей с развитием речи; вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные воспитанниками на занятиях; уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсии. 5.8. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться: ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями; проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений; логопедизация режимных моментов и занятий; проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики; проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели; создание в группе условий, способствующих активизации речи детей; систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но и в режимные моменты; объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики. 6. Организация взаимодействия образовательной учителя-логопеда и музыкального руководителя деятельности 6.1. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыко-терапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с учителем-логопедом проводит логоритмические занятия. 6.2. На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга), артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). 6.3. В процессе совместной работы могут использоваться: музыкальные произведения различных жанров; логоритмические упражнения; упражнения на развитие координацию движений; игры и упражнения на развитие дыхания; игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность); упражнения на развитие мимических движений. 7. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре 7.1. Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений. 7.2. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре: постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания); развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук); расширение и обогащение лексического запаса. 8. Организация взаимодействия образовательной учителя-логопеда и учителя-дефектолога деятельности 8.1. Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности воспитанников; хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка; эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха. 8.2. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и позволяет: развить познавательную активность воспитанника; обогатить словарь; усвоить лексико-грамматические категории; корригировать психические процессы; развить монологическую и диалогическую речь; корригировать моторные функции; развить творческие способности. 8.3. Совместно с дефектологом учитель-логопед осуществляет: разработку адаптированных программ; подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов для педагогов ДОУ; организацию родительского сообщества «Школы для родителей»; организацию психолого-педагогического консилиума; интегрированные логопедические занятия. 9. Организация взаимодействия учителя-логопеда и тьютора образовательной деятельности 9.1. Взаимодействие учителя-логопеда и тьютора осуществляется в трех направлениях: в процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; в процессе социализации воспитанника; в процессе работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. 9.2. Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в образовательной деятельности является индивидуальная помощь воспитаннику с органичеными возможностями. 9.3. Основная задача учителя-логопеда и тьютора в процессе воспитания и обучения – помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в формировании основ познавательной и образовательной деятельности. 10. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) 10.1. Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года. 10.2. Целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) является: объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам); активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 10.3. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя: анкетирования, опросы; родительские собрания; мастер-классы, семинары практикумы; индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»; просмотры занятий; размещение стендовых консультаций; домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями; организация родительского сообщества «Школа для родителей»; обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка, размещение актуальной информации лично в социальных сетях. 11. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ 11.1. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения: является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком; осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе; планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ; консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий; своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников; определяет уровень и структуру дефекта; проводит курс коррекции речевых недостатков; способствует всестороннему развитию речи; координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами; способствует формированию общей культуры личности, социализации; обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; строго соблюдает принципы педагогической этики; выполняет распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения; выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности; осуществляет систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе. 12.2. Учитель-логопед ведет необходимую документацию: речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения; планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий; тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре); тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями; в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы; проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии; распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей. 12.3. Воспитатель логопедической группы: закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе; обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников; планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит образовательные занятия со всей группой детей; планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; создаёт доброжелательную обстановку в группе; соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов; развивает психические процессы и мелкую моторику рук; консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; ведёт работу с родителями (законными представителями) по популяризации логопедических знаний. 12.3. Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию: планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); тетради взаимосвязи со специалистами детского сада; в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-образовательной деятельности. 12.4. Музыкальный руководитель: развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса; формирует певческое и речевое дыхание; обогащает словарь детей по лексическим темам; развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах; участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует досуг; проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников; взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; консультирует родителей (законных представителей) и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. 12.4. Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию: планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми; план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.; аналитический отчет о результатах работы за год. 12.5. Инструктор по физической культуре: обеспечивает физическое развитие всех воспитанников; планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; создаёт доброжелательную обстановку на занятиях; соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций учителя-логопеда; развивает психические процессы и мелкую моторику рук; консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; ведёт работу с родителями. 12.6. Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию: планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом; в конце учебного года участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы; план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.; аналитический отчет о результатах работы за год. 12.7. Педагог-психолог: участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого воспитанника; проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками, имеющими недоразвитие речи. 12.8. Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения: проводит углубленную диагностику развития познавательной деятельности воспитанника; прослеживает динамику развития воспитанников; определяет оценку интеллектуальной готовности к обучению в общеобразовательной организации; способствует формированию у педагогического коллектива и родителей (законных представителей) информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды; контролирует качество проведения коррекционно-образовательной работы педагогов с детьми. 12.9. Основными обязанностями тьютора являются: ведение базы данных воспитанников с ОВЗ; проведение контроля за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности; осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими образовательных потребностей, интересов; взаимодействие с педагогами с целью реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ; проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов воспитанников с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение помещения для логопедических занятий 13.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен. 13.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. 13.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. 13.4. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. 13.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 13.6. Логопедическое помещение финансируется дошкольным образовательным учреждением, на базе которого он создан. 14. Заключительные положения 14.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 14.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 14.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего Положения. 14.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.