МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.
Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022
Положение
о логопедической группе
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47)
Краснотурьинск, 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедической группе муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным законом от
24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, а также Уставом дошкольного
образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о логопедической группе МАДОУ № 47 определяет
порядок организации деятельности логопедической группы для детей детского
сада, имеющих речевые нарушения, регламентирует комплектование
логогруппы, определяет организацию деятельности специалистов в ней, а также
устанавливает материально-техническую базу, финансовое обеспечение работы и
перечень необходимой документации.
1.3. Логопедическая группа для воспитанников МАДОУ № 47 работают с целью
коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей, имеющих нарушения
в речевом развитии.
1.4. Группа функционирует в МАДОУ № 47 при наличии соответствующей
кадровой и материально-технической базы.
1.5. Формирование и дальнейшее функционирование группы для воспитанников,
имеющих нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений
городской психолого-медико-педагогической комиссии.
1.6. Логопедическая группа МАДОУ № 47 в своей деятельности руководствуется
Федеральными законами Российской Федерации, договором между МАДОУ №
47 и родителями (законными представителями), приказами заведующего
дошкольным образовательным учреждением, Конвенцией о правах ребенка,
настоящим Положением.
1.7. Логопедическая работа группы осуществляет работу в тесном контакте с
родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их
осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы
по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.8. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи
воспитанникам в логопедической группе являются:
организация
и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
организация
пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
2
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
активизация познавательной деятельности воспитанников;
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.9. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путем
ликвидации по решению Учредителя или заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедической группы
2.1. Целью организации логопедической группы в МАДОУ № 47 является
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические
условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими
дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному
обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи логопедической группы:
коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков
связной речи;
своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
активизация познавательной деятельности детей;
популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Организация работы оказания помощи воспитанникам в логопедической
группе
3.1. Логопедическая помощь оказывается в МАДОУ № 47 независимо от его
организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации
дошкольных образовательных программ.
3.2. При оказании помощи воспитанникам логопедической группы детского сада
ведется следующая документация, срок хранения которой минимум 3 года с
момента завершения оказания логопедической помощи:
программы и/или планы логопедической работы;
годовой план работы учителя-логопеда;
расписание занятий учителя-логопеда;
индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (см. Приложение 1);
журнал учета посещаемости логопедических занятий;
отчетная документация по результатам логопедической работы.
3
3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3).
3.4. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух
раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью
не
менее
15
календарных
дней
каждое.
3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителемлогопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для
обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медикопедагогическую комиссию (ПМПк).
3.6. На каждого воспитанника в логопедической группе учитель-логопед
заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и
коррекционной работы.
3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в логопедической группе
определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПк,
психолого-педагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической
диагностики.
3.8. Логопедические занятия группы должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников
и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
4. Порядок приёма воспитанников в логопедическую группу
4.1. Комплектование логопедических групп детьми осуществляется приказом
заведующего МАДОУ № 47 на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии и только с согласия родителей (законных
представителей).
4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость
логопедической группы устанавливается в зависимости от характера нарушения
в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 12 человек.
4.3. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются
следующие документы:
направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия
родителей (законных представителей);
карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк (с
заключениями врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога);
выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром;
психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями
воспитателя группы, педагога-психолога, заведующего МАДОУ № 47 и
заверенное печатью учреждения (для детей, посещающих детский сад);
4
логопедическое представление;
протоколы заседаний ППК и ПМПк с рекомендациями о посещении
логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней.
4.4. В первую очередь, в логопедические группы зачисляются воспитанники,
имеющие наиболее сложные нарушения в развитии речи (задержка речевого
развития невыясненного патогенеза, общее недоразвитие речи 2-3 уровня, алалия)
на фоне дизартрии, препятствующие их успешному освоению образовательных
программ дошкольного образования. Предельная наполняемость такой
логопедической группы – не более 12 человек.
4.5. В логопедические группы зачисляются воспитанники детского сада старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной
речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
4.6. Зачисляются в логопедическую группу воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
4.7. В логопедические группы подбираются дети по возможности с однородной
структурой речевого дефекта.
4.8. Занятия в логопедической группе проводятся в соответствии с расписанием,
составленным учителем-логопедом и утвержденным заведующим МАДОУ № 47.
4.9. Приему в логопедическую группу не подлежат дети, имеющие:
недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости;
деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в
специализированной помощи);
задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом);
заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в
дошкольные учреждения общего типа (официально подтвержденные
документом).
4.10. Выпуск воспитанников из группы осуществляется после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения и проведения ППк МАДОУ № 47.
4.12. Отчисление воспитанника из группы осуществляется при расторжении
договора МАДОУ № 47 с родителями (законными представителями)
воспитанника.
5
4.13. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может
быть расторгнут в следующих случаях:
по достижению воспитанником школьного возраста;
по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.
5. Организация деятельности педагогического персонала в логопедической
группе
5.1. К работе с воспитанниками логопедической группы для детей с нарушениями
речи привлекаются следующие категории педагогических работников:
воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации
по работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
учитель-логопед;
педагог-психолог;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре.
5.2. Деятельность воспитателя логопедической группы направлена на создание
оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы,
познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств
личности каждого ребенка, его оздоровления.
5.3. Особенности организации работы воспитателя логопедических групп:
планирование и проведение образовательной деятельности с воспитанниками,
имеющими нарушения речевого развития;
соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по
выполнению образовательной программы детей, имеющими нарушения
речевого развития;
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом
рекомендаций специалистов;
консультирование родителей (законных представителей) воспитанников
логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы в условиях МАДОУ № 47.
5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в логопедической
группе:
осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания;
осуществляет
коррекцию
звукопроизношения,
их
автоматизацию,
дифференциацию, введение их в самостоятельную речь;
способствует
логопедизации режимных
моментов и
проведению
непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), а также
практическому овладению детьми навыками словообразования и
словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника,
формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников,
6
взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной
организации.
5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического
здоровья каждого воспитанника группы.
5.5. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:
психологическое обследование воспитанников логопедических групп;
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической
работы с воспитанниками;
проведение
консультативной
работы
с
родителями
(законными
представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье;
осуществление преемственности в работе МАДОУ № 47 и семьи;
консультирование персонала логопедических групп;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.6. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности
воспитанников группы компенсирующей направленности.
5.7. Особенности работы музыкального руководителя в логогруппе:
взаимодействие со специалистами групп по вопросам организации совместной
образовательной деятельности всех детей, имеющим нарушения речевого
развития;
проведение образовательной деятельности с воспитанниками логопедической
группы (в т.ч. совместно с другими специалистами: учителем-логопедом,
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.);
проведение
совместных праздников, развлечений, театрализованных
представлений и др.;
консультирование родителей (законных представителей) по использованию в
воспитании ребенка музыкальных средств;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.8. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение
и укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их
физическое
развитие,
пропаганду
здорового
образа
жизни.
5.9. В логопедической группе организация работы инструктора по физической
культуре предусматривает:
проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими
специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей
и индивидуальных особенностей;
подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений,
досугов;
оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям)
по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической
нагрузки воспитанников;
ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
7
5.10. Педагогические работники несут ответственность:
за организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи;
за качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними
функций и задач;
за полноту, достоверность и своевременность представляемой информации;
за правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на
решение конкретных вопросов деятельности;
за рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех
или иных инструктивных документов дошкольного образовательного
учреждения.
6. Перечень документации специалистов логопедической группы
6.1. Документами, регулирующими деятельность ДОУ, в логопедической группе
являются:
Положение о логопедической группе;
протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по зачислению детей в группу;
разрешение на обследование речевого развития воспитанников МАДОУ № 47
учителем-логопедом (см. Приложение 4);
заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в
логопедическую группу (подаются на имя заведующего);
список детей, зачисленных в логогруппу;
должностные инструкции педагогических работников логопедической группы.
6.2. Документация учителя-логопеда:
речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу;
рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда
МАДОУ № 47;
перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в
соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников;
календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий;
лист занятости воспитанников группы (см. Приложение 5);
индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка,
зачисленного в логопедическую группу МАДОУ № 47 (см. Приложения 6,7,8);
журнал
посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и
подгрупповых) занятий;
расписание занятий;
отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный
год;
паспорт логопедического кабинета;
график работы учителя-логопеда;
материалы
диагностики речевого развития (таблицы результатов
логопедического обследования) и освоения содержания программы детьми,
8
зачисленными в логопедическую группу ДОУ (в том числе, с адаптированной
образовательной программой);
журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической
группы.
6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителемлогопедом самостоятельно.
6.4. Документация воспитателя логопедической группы:
рабочая программа образовательной деятельности;
мониторинг образовательной деятельности воспитанников;
результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на
каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам
коррекционно-развивающей работы.
6.5. Документация педагога-психолога:
карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые
нарушения;
годовой перспективный план работы педагога-психолога;
заключение
по результатам проведенного психолого-диагностического
обследования;
журнал консультаций педагога-психолога;
карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника;
рабочая
программа психолого-педагогического сопровождения детей
логопедической группы;
аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.6. Документация музыкального руководителя логогруппы:
рабочая программа музыкального руководителя;
план организации досуговой деятельности детей;
результаты педагогической диагностики воспитанников;
аналитический отчет о результатах работы за год.
6.7. Документация инструктора по физической культуре:
рабочая программа инструктора по физической культуре;
план организации досуговой деятельности воспитанников;
результаты педагогической диагностики;
аналитический отчет о результатах работы за год.
7. Руководство работой логопедической группы
7.1. Непосредственно руководство работой логопедической группы
осуществляется заведующим МАДОУ № 47.
7.2. Контроль над работой логопедической группы осуществляется заведующим
МАДОУ № 47, а также городской (районной) ПМПк.
7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом
логопедической работы осуществляется на городском (районном) методическом
объединении учителей-логопедов (2 раза в год).
9
8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедической
группы
8.1. Логопедическая группа размещается в помещении детского сада,
отвечающем санитарно-гигиеническим нормам.
8.2. Логопедическая группа оборудуется инвентарем, пособиями согласно
требованиям по организации образовательной деятельности.
8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический
кабинет и специально оборудованный логопедический уголок в групповой
комнате.
8.4. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
8.5. На администрацию МАДОУ № 47 возлагается ответственность за
оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и ремонт.
8.6. Логопедический кабинет финансируется МАДОУ № 47, на базе которого он
создан.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о логопедической группе МАДОУ № 47 является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете,
согласовывается с Советом МАДОУ № 47 и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
10
11
12
13
14
15
16
17
18