МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Принято на заседании Педагогического совета протокол № 6 от 25.01.2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ № 47 приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г. Согласовано с родительским комитетом протокол № 1 от 25.01.2022 Положение о логопедической группе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) Краснотурьинск, 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической группе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным законом от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о логопедической группе МАДОУ № 47 определяет порядок организации деятельности логопедической группы для детей детского сада, имеющих речевые нарушения, регламентирует комплектование логогруппы, определяет организацию деятельности специалистов в ней, а также устанавливает материально-техническую базу, финансовое обеспечение работы и перечень необходимой документации. 1.3. Логопедическая группа для воспитанников МАДОУ № 47 работают с целью коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в речевом развитии. 1.4. Группа функционирует в МАДОУ № 47 при наличии соответствующей кадровой и материально-технической базы. 1.5. Формирование и дальнейшее функционирование группы для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений городской психолого-медико-педагогической комиссии. 1.6. Логопедическая группа МАДОУ № 47 в своей деятельности руководствуется Федеральными законами Российской Федерации, договором между МАДОУ № 47 и родителями (законными представителями), приказами заведующего дошкольным образовательным учреждением, Конвенцией о правах ребенка, настоящим Положением. 1.7. Логопедическая работа группы осуществляет работу в тесном контакте с родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.8. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи воспитанникам в логопедической группе являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, 2 включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками; активизация познавательной деятельности воспитанников; совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка. 1.9. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2. Цель и основные задачи логопедической группы 2.1. Целью организации логопедической группы в МАДОУ № 47 является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. 2.2. Основные задачи логопедической группы: коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; активизация познавательной деятельности детей; популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 3. Организация работы оказания помощи воспитанникам в логопедической группе 3.1. Логопедическая помощь оказывается в МАДОУ № 47 независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ. 3.2. При оказании помощи воспитанникам логопедической группы детского сада ведется следующая документация, срок хранения которой минимум 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи: программы и/или планы логопедической работы; годовой план работы учителя-логопеда; расписание занятий учителя-логопеда; индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих логопедическую помощь (см. Приложение 1); журнал учета посещаемости логопедических занятий; отчетная документация по результатам логопедической работы. 3 3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3). 3.4. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителемлогопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медикопедагогическую комиссию (ПМПк). 3.6. На каждого воспитанника в логопедической группе учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы. 3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в логопедической группе определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПк, психолого-педагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики. 3.8. Логопедические занятия группы должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 4. Порядок приёма воспитанников в логопедическую группу 4.1. Комплектование логопедических групп детьми осуществляется приказом заведующего МАДОУ № 47 на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей). 4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость логопедической группы устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 12 человек. 4.3. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы: направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия родителей (законных представителей); карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк (с заключениями врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога); выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром; психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями воспитателя группы, педагога-психолога, заведующего МАДОУ № 47 и заверенное печатью учреждения (для детей, посещающих детский сад); 4 логопедическое представление; протоколы заседаний ППК и ПМПк с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней. 4.4. В первую очередь, в логопедические группы зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии речи (задержка речевого развития невыясненного патогенеза, общее недоразвитие речи 2-3 уровня, алалия) на фоне дизартрии, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования. Предельная наполняемость такой логопедической группы – не более 12 человек. 4.5. В логопедические группы зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: общее недоразвитие речи (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. 4.6. Зачисляются в логопедическую группу воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). 4.7. В логопедические группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта. 4.8. Занятия в логопедической группе проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и утвержденным заведующим МАДОУ № 47. 4.9. Приему в логопедическую группу не подлежат дети, имеющие: недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости; деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в специализированной помощи); задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом); заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа (официально подтвержденные документом). 4.10. Выпуск воспитанников из группы осуществляется после окончания срока коррекционно-логопедического обучения и проведения ППк МАДОУ № 47. 4.12. Отчисление воспитанника из группы осуществляется при расторжении договора МАДОУ № 47 с родителями (законными представителями) воспитанника. 5 4.13. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть расторгнут в следующих случаях: по достижению воспитанником школьного возраста; по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника. 5. Организация деятельности педагогического персонала в логопедической группе 5.1. К работе с воспитанниками логопедической группы для детей с нарушениями речи привлекаются следующие категории педагогических работников: воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития; учитель-логопед; педагог-психолог; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре. 5.2. Деятельность воспитателя логопедической группы направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровления. 5.3. Особенности организации работы воспитателя логопедических групп: планирование и проведение образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению образовательной программы детей, имеющими нарушения речевого развития; обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; консультирование родителей (законных представителей) воспитанников логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением. 5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы в условиях МАДОУ № 47. 5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в логопедической группе: осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания; осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь; способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, 6 взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации. 5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. 5.5. В функциональные обязанности педагога-психолога входит: психологическое обследование воспитанников логопедических групп; проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье; осуществление преемственности в работе МАДОУ № 47 и семьи; консультирование персонала логопедических групп; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением. 5.6. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников группы компенсирующей направленности. 5.7. Особенности работы музыкального руководителя в логогруппе: взаимодействие со специалистами групп по вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей, имеющим нарушения речевого развития; проведение образовательной деятельности с воспитанниками логопедической группы (в т.ч. совместно с другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); проведение совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и др.; консультирование родителей (законных представителей) по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением. 5.8. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. 5.9. В логопедической группе организация работы инструктора по физической культуре предусматривает: проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов; оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической нагрузки воспитанников; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением. 7 5.10. Педагогические работники несут ответственность: за организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи; за качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними функций и задач; за полноту, достоверность и своевременность представляемой информации; за правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов деятельности; за рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных инструктивных документов дошкольного образовательного учреждения. 6. Перечень документации специалистов логопедической группы 6.1. Документами, регулирующими деятельность ДОУ, в логопедической группе являются: Положение о логопедической группе; протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по зачислению детей в группу; разрешение на обследование речевого развития воспитанников МАДОУ № 47 учителем-логопедом (см. Приложение 4); заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в логопедическую группу (подаются на имя заведующего); список детей, зачисленных в логогруппу; должностные инструкции педагогических работников логопедической группы. 6.2. Документация учителя-логопеда: речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу; рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда МАДОУ № 47; перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников; календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий; лист занятости воспитанников группы (см. Приложение 5); индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу МАДОУ № 47 (см. Приложения 6,7,8); журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых) занятий; расписание занятий; отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год; паспорт логопедического кабинета; график работы учителя-логопеда; материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического обследования) и освоения содержания программы детьми, 8 зачисленными в логопедическую группу ДОУ (в том числе, с адаптированной образовательной программой); журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы. 6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителемлогопедом самостоятельно. 6.4. Документация воспитателя логопедической группы: рабочая программа образовательной деятельности; мониторинг образовательной деятельности воспитанников; результаты педагогической диагностики. В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-развивающей работы. 6.5. Документация педагога-психолога: карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые нарушения; годовой перспективный план работы педагога-психолога; заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования; журнал консультаций педагога-психолога; карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника; рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы; аналитический отчет о работе педагога-психолога. 6.6. Документация музыкального руководителя логогруппы: рабочая программа музыкального руководителя; план организации досуговой деятельности детей; результаты педагогической диагностики воспитанников; аналитический отчет о результатах работы за год. 6.7. Документация инструктора по физической культуре: рабочая программа инструктора по физической культуре; план организации досуговой деятельности воспитанников; результаты педагогической диагностики; аналитический отчет о результатах работы за год. 7. Руководство работой логопедической группы 7.1. Непосредственно руководство работой логопедической группы осуществляется заведующим МАДОУ № 47. 7.2. Контроль над работой логопедической группы осуществляется заведующим МАДОУ № 47, а также городской (районной) ПМПк. 7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском (районном) методическом объединении учителей-логопедов (2 раза в год). 9 8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедической группы 8.1. Логопедическая группа размещается в помещении детского сада, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. 8.2. Логопедическая группа оборудуется инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательной деятельности. 8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет и специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате. 8.4. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием. 8.5. На администрацию МАДОУ № 47 возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и ремонт. 8.6. Логопедический кабинет финансируется МАДОУ № 47, на базе которого он создан. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение о логопедической группе МАДОУ № 47 является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом МАДОУ № 47 и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 10 11 12 13 14 15 16 17 18