Положение о работе педагога-психолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.

Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022

Положение
о работе педагога-психолога муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 47 комбинированного
вида» (МАДОУ № 47)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года, ФГОС дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013
г. с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами, приказами и
распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации
психологического сопровождения в детском саду, письмом Минобразования
России № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. "Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения", Конвенцией ООН о правах
ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о работе педагога-психолога в ДОУ устанавливает
основные направления и виды деятельности педагога-психолога, определяет его
ответственность, права, обязанности и документацию, а также регламентирует
непосредственно деятельность педагога-психолога МАДОУ № 47.
1.3. Деятельность педагога-психолога МАДОУ № 47 ориентирована как на
воспитанников, так и на административных педагогических работников и
родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и
обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение
воспитательно-образовательной деятельности, на создание условий для
личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
1.4. Основной целью деятельности педагога - психолога в МАДОУ № 47 является
психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в
процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.5. Педагог-психолог МАДОУ № 47 осуществляет свою работу, руководствуясь
Положением, международными актами в области защиты прав и законных
интересов ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и
распоряжениями органов Управления образования.
1.6. На должности педагога-психолога МАДОУ № 47 могут работать
специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие
высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по
специальности “Психология”, имеющие диплом государственного образца.
Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.7. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами
ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя
принцип “Не навреди!”
2

1.8. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом
дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными
представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное
понимание
педагогом-психологом
и
воспитателем
сущности
их
профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций педагогапсихолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях
работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами
опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями
общественности, оказывающими дошкольному образовательному учреждению
помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами
строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.
2. Цели и задачи
2.1. В своей деятельности в МАДОУ № 47 педагог-психолог исходит из
необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей
системы дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками МАДОУ № 47
необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры,
достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния
здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в
себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав
и свобод другой личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:
 содействие администрации и педагогическому коллективу МАДОУ № 47 в
создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности
воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны
здоровья и развития личности детей, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и других участников воспитательнообразовательных отношений;
 содействие в приобретении воспитанниками детского сада психологических
знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития
карьеры, достижения успеха в жизни.
2.5. К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:
 психологический анализ социальной ситуации развития в дошкольном
образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение
причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
3













содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на
каждом возрастном этапе;
формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в МАДОУ № 47;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным
возможностям и особенностям воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии воспитанников МАДОУ № 47;
участие
в
комплексной
психолого-педагогической
экспертизе
профессиональной деятельности специалистов МАДОУ № 47, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий;
участие совместно с педагогическим коллективом МАДОУ № 47 в подготовке
и создании условий психолого-педагогической преемственности при переходе
со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику МАДОУ № 47
достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

3. Организация деятельности педагога-психолога
3.1. Педагог-психолог МАДОУ № 47 является равноправным членом
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в МАДОУ № 47 создается
психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном
помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения
диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с
детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего
трудового распорядка и регулируется данными правилами с учётом:
 выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками воспитательно-образовательных отношений в пределах не менее
половины недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из
особенностей контингента воспитанников и образовательной деятельности,
количество часов работы с участниками образовательных отношений
устанавливается администрацией детского сада;
 подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки
анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной
документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также
повышения квалификации.
4

3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с воспитанниками детского сада разных возрастов и
различными категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведёт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает
планирование и представляет отчетность по административной и
профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией
МАДОУ № 47. При составлении графика работы педагога-психолога учитывается
необходимость работы по повышению квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в МАДОУ № 47 (болезнь,
командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу,
обладающему необходимой квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска,
дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными
документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога
4.1. Прикладное –
психологическое
сопровождение
воспитательнообразовательной деятельности, включая участие в составлении программы
развития МАДОУ № 47, образовательных программ, создании учебных пособий,
разработке психологических оснований дидактических и методических
материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в МАДОУ
№47.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей
детей, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа
индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в
профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми,
родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами,
воспитателями, администрацией МАДОУ № 47 и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего
образа жизни для всех участников воспитательно-образовательных отношений в
МАДОУ № 47, развитию детей и их творческих способностей, созданию
позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин
нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста,
занимается профилактикой подобных нарушений.
5. Основные виды деятельности педагога-психолога
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и
определяется необходимостью формирования у педагогических работников и
администрации МАДОУ № 47, у родителей (законных представителей) и детей
5

потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах
собственного развития, создания условий для полноценного личностного
развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог
осуществляет следующие мероприятия:
 проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям
(законным представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию
помощи воспитанникам в адаптационный период;
 проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального
развития с целью выявления воспитанников с отклонениями в развитии и
оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи;
 участвует в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего
выявления возможных отклонений и их коррекции;
 предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком
для ликвидации пробелов в подготовке к школе;
 совместно с педагогами МАДОУ № 47 намечает программу индивидуальной
работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и
обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного
обучения;
 проводит психологическое обследование детей при переходе из одной
возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями
(законными представителями) программу индивидуальной готовности к
обучению на новом этапе;
 ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
 участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития воспитанников детского сада
для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности,
склонностей, способностей;
 ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в
МАДОУ № 47, а именно оптимизирует формы общения в педагогическом
коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок) и
консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому
кругу профессиональных и личностных проблем;
 способствует
развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и
снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива
дошкольного образовательного учреждения;

6

проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия
возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога МАДОУ
№ 47 является диагностика развития личности воспитанников, углубленное
психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода
дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей
личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а
также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как
индивидуально, так и с группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
 проводит
в случае необходимости психологическое обследование
воспитанника МАДОУ № 47 с целью определения хода его психического
развития, соответствия развития возрастным нормативам.
 проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе
воспитательной работы, помощи в личностном самоопределении.
 проводит диагностику общения воспитанников детского сада со взрослыми и
сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
 совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом
развитии для определения нарушений, имеющих преимущественно
медицинскую и дефектологическую природу, а также форм и причин явного
асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагогапсихолога МАДОУ № 47 на процесс формирования личности и сохранение
индивидуальности воспитанников. Этот вид деятельности определяется
необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным
нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации
воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность
педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими
специалистами МАДОУ № 47 в процессе обучения и воспитания, в коррекции
поведения детей.
5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:


7

педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон
психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития
ребенка на каждом возрастном этапе;
 педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает и
помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные на
устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
 развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в процессе
специальной работы педагога-психолога с отдельными воспитанниками,
специальной работы с группами детей, в процессе воспитательных
мероприятий и в формах, подразумевающих участие родителей и других
родственников ребенка.
5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно - воспитательного характера,
что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда
выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую,
дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и
тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен
специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или
консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога МАДОУ № 47 направлен на
консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию и педагогов МАДОУ №47
по проблемам обучения и воспитания детей в форме педагогики сотрудничества,
проводит индивидуальное или групповое консультирование участников
воспитательно-образовательных
отношений
по
проблемам
обучения,
личностного развития и жизненного самоопределения по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
 консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей
(законных представителей) по проблемам психологии обучения и воспитания
детей, психологической основы педагогики сотрудничества;
 проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по
проблемам
обучения,
развития,
жизненного
самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
 способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и


8





групповых консультаций, участием в педсоветах, методических объединениях,
общих и групповых родительских собраниях, чтением лекций и др.
выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о
психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по
запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью
вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений,
связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка
(направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение
родительских прав, усыновление и т.п.);
в качестве консультанта принимает участие в планировании воспитательнообразовательных мероприятий на основании психологических особенностей
детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в
дошкольном образовательном учреждении.

6. Права и обязанности педагога-психолога
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогпсихолог МАДОУ № 47, как и любой специалист службы практической
психологии образования Российской Федерации, несет персональную
профессиональную ответственность за объективность психологического
заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных
методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет
профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах
своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог МАДОУ № 47:
 рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не
выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки
и практики, а также находящихся в компетенции представителей других
специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
 повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в
системе образования;
 применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
 препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других
видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой;
9

в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного
психического и физического развития;
 выполняет распоряжения и указания соответствующих органов отдела
образования, администрации МАДОУ № 47 и специалистов соответствующих
органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено
наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
 оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности,
оказывает необходимую и возможную помощь воспитанникам в решении их
индивидуальных
проблем,
содействует
развитию
психологической
грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и
возрастной психологии;
 соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной
работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести
ущерб воспитаннику или его окружению;
 ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог МАДОУ № 47 имеет право:
 на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и
соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации,
действующих для специалистов системы образования (продолжительность
отпуска, пенсионные гарантии и др.);
 самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об
очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные
направления;
 на создание условий со стороны администрации МАДОУ № 47, необходимых
для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
 отказываться от выполнения распоряжений администрации МАДОУ № 47 в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим
принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением педагогапсихолога дошкольного образовательного учреждения;
 знакомиться
со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
 обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а
также по вопросам их социального положения и прочих;
 участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогических советов, ППк
МАДОУ № 47, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих
судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагог

10








психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения
соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на
решение конкретных вопросов процесса дошкольного образования, воспитания
и развития личности воспитанников;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и
выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.
7. Ответственность педагога-психолога МАДОУ № 47
7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность
результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных
методов, обоснованность рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации,
сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы
МАДОУ № 47.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально –
технических средств, вверенных для работы психологической службы МАДОУ
№ 47.

8. Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога МАДОУ № 47 относится:
 положение о психологической службе;
 положение о работе педагога-психолога МАДОУ № 47;
 годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом МАДОУ
№ 47;
 календарные планы;
 банк психодиагностических методик;
 листы коррекционной работы;
 результаты психологического обследования;
 журнал регистрации индивидуальных консультаций;
 журнал запросов;
 планы и программы коррекционной работы;
 методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических
работников;
 рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.

11

9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным
нормативным актом МАДОУ № 47, принимается на педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».