Положение о работе с одарёнными детьми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.

Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022

Положение
о работе с одарёнными детьми муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 47 комбинированного
вида» (МАДОУ № 47)

Краснотурьинск, 2022 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47) (далее – Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года
(ст.77), постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении
Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и
сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 27.05.2020 года, а
также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность МАДОУ № 47.
1.2. Данное Положение о работе с одарёнными детьми в МАДОУ № 47
определяет содержание работы с одаренными воспитанниками МАДОУ № 47,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка
(одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению,
самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению
успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников,
имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах
жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие
интеллектуальных,
физических,
художественных,
творческих
и
коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости
поддержки прав одаренных детей ДОУ на полноценное развитие и реализацию
своей одаренности. Одним из результатов реализации работы с одаренными
воспитанниками в дошкольном образовательном учреждении является
увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях,
олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. Одаренные дети имеют:
 более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
 доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса
условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления,
поддержки и развития одаренных детей в условиях МАДОУ № 47, а также

2

создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей
путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителя МАДОУ № 47.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
 выявление одарённых детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности воспитанников;
 составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
 работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
 использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;
 отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
образовательной и свободной деятельности детей;
 организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
 поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие
принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип
разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей воспитанников;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация МАДОУ № 47 (заведующий, заместитель заведующего, старший
воспитатель);
 воспитатели;
 специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре);
 воспитанники;
 родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
 конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.
(в соответствии с планом работы);
 проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и
родителями (законными представителями);
3

творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
 тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:


Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные
марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников совместно с воспитателями
и родителями (законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными
детьми
Тематический контроль

Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый
педсовет
По годовому плану

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и
сопровождению одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на
раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
 создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную
систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
 создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
 мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках
системы образования в МАДОУ № 47 для работы с одаренными воспитанниками:
 организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
 создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными
воспитанниками;
 активное использование Интернет-технологий в организации работы с
одаренными воспитанниками;
 развитие проектной деятельности воспитанников;
 подготовке материалов для сайта ДОУ;
 привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное
социально-педагогическое
сопровождение
одарённых
воспитанников:
 проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих
с одарёнными воспитанниками;
 создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с
одаренными воспитанниками:
 организация мастер-классов;

4

тематических семинаров и других форм по распространению опыта
сопровождения развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
 создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное образование;
 организация в МАДОУ № 47 дополнительных образовательных программ;
 организация проектной деятельности с воспитанниками;
 организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
 совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
(законных представителей);
 поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных
детей в МАДОУ № 47.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
 педагогические консультации для родителей (законных представителей) и
педагогов;
 помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для
одаренных воспитанников;
 проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на
развитие их личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью
мониторинга:
 тематические конкурсы, выставки;
 проведение
сравнительного анализа результатов участия одаренных
воспитанников в конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников,
работающих с одаренными детьми:
 для
педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями,
грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства,
размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте
МАДОУ № 47 и отдела образования;
 для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетным
грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде
внутри МАДОУ № 47, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях
различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на
сайте МАДОУ № 47.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
 беседы с родительской общественностью;
 беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.


4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
5

4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года
и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в МАДОУ
№ 47.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
 конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
 музыкальные шоу;
 спортивные соревнования;
 викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным
учреждением входит:
 планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по
работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в
образовательной деятельности;
 материальное
стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными воспитанниками.
4.2. Функции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
отбором и планирование в годовом плане работы МАДОУ № 47 мероприятий
по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения
участниками образовательной деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с
реализацией данного Положения организация и проведение семинаров по
работе с одарёнными детьми;
 подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
 помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 оформление нормативной документации;
 планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
4.3. Функции старшего воспитателя:
 планирование в годовом плане работы МАДОУ № 47 отдельных мероприятий
по работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его
выполнения участниками образовательной деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
реализацией данного Положения;
 руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;
 организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
 координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
 помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых воспитанников;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
6

подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
 сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме;
 подготовка
методических рекомендаций по работе с одарёнными
воспитанниками;
 определение критериев эффективности работы;
 оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
 размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и
педагогов на сайте ДОУ.
4.4. Функции педагогов:
 выявление одаренных детей;
 участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для
одаренных детей;
 планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
 подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах,
 выставках, соревнованиях разного уровня;
 предоставление
необходимой информации заведующему, старшему
воспитателю;
 создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
 консультирование родителей одаренных детей;
 выявление одаренных воспитанников;
 мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных
соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в
образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных
представителей) и педагогов;
 корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого,
исследовательского уровней;
 организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
 подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
 оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого
отчёта для предъявления на педсовете;
 создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
 консультирование
родителей (законных представителей) одаренных
воспитанников по вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции узких специалистов:
 выявление одаренных детей;
 заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития
одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности
воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов,
родителей (законных представителей);


7




планирование работы с учетом реализации способностей одаренными
воспитанниками;
предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за
работу с одаренными воспитанниками.

5. Направления работы с одарёнными воспитанниками в МАДОУ № 47
5.1. Работа с воспитанниками:
 работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных
занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания
продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований;
 работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии,
использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных
техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
 повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с
одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках
распространения педагогического опыта;
 работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных
(педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в
микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
 работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной
информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в
конкурсах;
 за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по
учебно-воспитательной работе, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в МАДОУ №
47 является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1.
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».