МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Принято на заседании Педагогического совета протокол № 6 от 25.01.2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ № 47 приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г. Согласовано с родительским комитетом протокол № 1 от 25.01.2022 Положение о рабочей программе педагога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) Краснотурьинск, 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Уставом МАДОУ № 47. 1.2. Данное Положение о рабочей программе педагога МАДОУ № 47 устанавливает цели и задачи рабочей программы, разработанной с учетом ФГОС ДО, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и дополнения в программах и их хранение в МАДОУ № 47. 1.3. Рабочая программа – нормативный документ МАДОУ № 47, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной общеобразовательной программы МАДОУ № 47, составленной в соответствии с утвержденным Положением об основной образовательной программе ДОУ, и реализуемой дошкольным учреждением применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), национально – регионального и локального компонентов. 1.4. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы МАДОУ № 47, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а так же специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 1.5. Согласно настоящему Положению в рабочей программе воспитателя и иных педагогов МАДОУ № 47 определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата. 1.6. Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным областям: «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие». 2 1.7. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, выполняющих обязанности в МАДОУ № 47. 1.8. Воспитали МАДОУ № 47, работающие в одной группе совместно разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой группы. Учитель-логопед, разрабатывают рабочую программу на свою группу с учетом возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разрабатывают рабочую программу на каждую возрастную параллель с учетом особенной контингента воспитанников. 1.9. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год. 1.10. Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением. 1.11. За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя МАДОУ № 47. 2. Функции, цели и задачи рабочей программы 2.1. Цель рабочей программы педагога - адаптация содержания форм, методов педагогической деятельности к условиям МАДОУ № 47 (особенности развития детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания). 2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции: нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы); информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения образовательной программы); методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, используемые методы, образовательные технологии); организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств обучения). 2.3. Задачи рабочей программы: дать представление о практической реализации компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с учетом целей, задач, специфики образовательной деятельности МАДОУ № 47 и контингента воспитанников. 3 2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и воспитанников МАДОУ № 47 в ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. 2.5. Рабочая программа: конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы; определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники МАДОУ № 47; оптимально распределяет учебное время по темам; способствует совершенствованию методики проведения занятий; активизирует познавательную деятельность воспитанников дошкольного образовательного учреждения, развитие их творческих способностей; отражает специфику региона Российской Федерации; применяет современные образовательные и информационные технологии. 3. Технология разработки рабочей программы 3.1. Разработка содержания рабочей программы педагога должна отвечать ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностноориентированного взаимодействия с воспитанниками ДОУ, принципам, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). 3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам: Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели; Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения; Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей; Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения; Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат; Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки; Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога МАДОУ № 47 являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания. 3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками (специалистами) на основе образовательной программы с учетом приоритетного 4 направления предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС дошкольного образования по следующим областям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на каждую группу на один учебный год. 3.5. Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной образовательной области осуществляется индивидуально каждым педагогом МАДОУ № 47 в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательной области. Должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития. 3.6. Рабочая программа должна: четко определять ее место в образовательной программе дошкольного образования, задачи; реализовать системный подход в отборе программного материала; конкретно определить требования компетентностям; рационально определить формы организации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников МАДОУ № 47. 3.7. Воспитатель и иные педагоги МАДОУ № 47 разрабатывают свои рабочие программы с учетом выполнения требований настоящего Положения о рабочей программе педагогического работника МАДОУ № 47. 3.8. Допускается разработка рабочей программы творческой группой педагогов ДОУ. Данное решение должно быть принято коллегиально на Педагогическом совете и утверждено приказом заведующего МАДОУ № 47 . 4. Структура рабочей программы педагога МАДОУ № 47 4.1. Структура программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы: Титульный лист Введение I. Целевой раздел программы (обязательная часть) 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации программы. 1.2. Принципы и подходы к формированию программы. 1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в МАДОУ № 47. 2. Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры) 2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. 2.2. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте II. Содержательный раздел программы (обязательная часть) 5 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника: 1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений: 2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 2.2. Способы направления поддержки детской инициативы. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ № 47 с семьями воспитанников. 2.4. Содержание индивидуальной коррекционной деятельности. III. Организационный раздел 1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников. 2. Организация режима пребывания детей в группе МАДОУ № 47. 3. Особенности традиционных праздников, событий, культурно-массовых и спортивных мероприятий. 4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. IV. Приложения Приложение 1. Список детей группы. Приложение 2. Характеристика родительского состава. Приложение 3. Перспективный план НОД на учебный год. Краткая презентация программы. 5. Требования к содержанию рабочих программ 5.1. Титульный лист должен содержать: название рабочей программы; наименование МАДОУ № 47, в котором работает педагогический работник – составитель рабочей программы; ФИО и должность заведующего МАДОУ № 47, утвердившего рабочую программу; возрастную категорию воспитанников МАДОУ № 47, для которой разработана данная программа; сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков); сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена); название населенного пункта, в котором находится МАДОУ № 47; год составления рабочей программы. 6 5.2. Введение 5.2.1. Введение рабочей программы должно содержать: обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дошкольного образования; теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую идею программы; обоснование специфики отбора содержания программы, указание возраста воспитанников МАДОУ № 47, для которых предназначено содержание данной программы. 5.2.2. Во введении программы необходимо обозначить: исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей, необходимых для качественного освоения воспитанниками МАДОУ № 47 содержания рабочей учебной программы; прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков, развитие интегративных качеств ребенка); наметить цель и задачи рабочей программы; описать инструментарий определения эффективности освоения воспитанниками содержания предлагаемой рабочей программы (содержание тестов, заданий и т.п., представляется в приложении к программе). 5.2.3. Следует также указать: временную продолжительность реализации рабочей программы; условия для реализации программы; особенности организации образовательной деятельности; условия для организации творческой, проблемной, исследовательской и проектной деятельности детей; условия для организации индивидуальных, групповых, коллективных занятий с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения. 5.2.4. Логика изложения рабочей программы педагогического работника предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения, прогнозируемого результата и критериев его оценки. 5.2.5. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются: конкретность; достижимость; измеримость; понятность; ограниченность во времени. 5.2.6. При формулировании цели рабочей программы необходимо исходить из приоритета воспитания развивающейся личности воспитанника МАДОУ № 47, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей, потенциала дошкольного образовательного учреждения. 5.2.7. Цель программы выражается в однозначных для понимания формулировках и характеризует ведущий компонент содержания рабочей учебной программы 7 знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт воспитанников МАДОУ № 47. 5.2.8. Цель необходимо описать так, чтоб о ее достижении можно было судить однозначно. Исходя из точной формулировки цели, будет очевиден прогнозируемый результат - описательная модель будущих результатов освоения воспитанниками дошкольного образовательного учреждения содержания рабочей учебной программы. 5.3. Пояснительная записка 5.3.1. Степень подробности описания содержания рабочей программы (по направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной деятельности) зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность. 5.3.2. В содержании рабочей учебной программы последовательно и системно раскрывается то содержание, которое будет изучаться с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения в процессе НОД. 5.3.3. Содержание может быть представлено в виде задач, тем, разделов, блоков и т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной программы указывает на последовательность изучения материала, характерные признаки содержательной направленности, отчетливый образ предполагаемых результатов, характерные признаки взаимосвязи содержания образовательных программ и содержания, превышающего требования стандарта в соответствии с видом МАДОУ № 47. 5.4. Перспективное планирование деятельности 5.4.1. После Пояснительной записки следует перспективное планирование деятельности с воспитанниками МАДОУ № 47 каждой возрастной группы. 5.4.2. Варианты перспективного планирования: содержание, формы, методы, приемы, прогнозируемые результаты, условия реализации рабочей программы, тем самым представляя целостный, законченный вариант предъявления и оформления основного содержания рабочей учебной программы. 5.4.3. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплекснотематического планирования. 5.5. Показатели результативности реализации программы (модель предполагаемых результатов освоения содержания программы воспитанниками МАДОУ № 47). 5.5.1. Показатели результативности реализации рабочей программы предполагают в описательном или схематическом варианте определить те предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы. 5.5.2. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера. 5.5.3. Педагогу уместно указать планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы по образовательным областям или 8 интегративным качествам (в соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе МАДОУ № 47). 5.6. Информационно-методическое обеспечение программы 5.6.1. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы педагога ДОУ предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения. 5.6.2. Для полноты восприятия и проектирования необходимых условий реализации рабочей учебной программы уместней представлять материал в таблице, что позволит целостно увидеть информационно-методическое обеспечение, которое необходимо для реализации самой программы. 5.6.3. Информационно-методическое обеспечение программы можно представлять и в других формах схематического изображения: «спирали», «планетарной» модели и т. д. (в зависимости от структуры программы и ее содержания). Если в перспективном планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения, то отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется нецелесообразным. 5.7. Учебно-тематический план 5.7.1. В данном разделе необходимо представить количество видов непосредственно образовательной деятельности с учетом рекомендаций Примерной образовательной программы и Образовательной программы МАДОУ № 47. 5.7.2. В том случае, если содержание рабочей программы педагога реализуется не только в процессе НОД, но и в процессе совместной деятельности с воспитанниками, рекомендуется включить в УТП другие формы организации педагогической деятельности. 5.7.3. Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы организации детской деятельности с учетом их распределения по часам или без него (дополнительное образование). 5.7.4. В рабочую программу педагога необходимо включить учебно-тематический план той возрастной группы, по которой составляется сама рабочая программа. 6. Требования к оформлению рабочих программ 6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт. 6.2. Оформление титульного листа: название рабочей программы – по центру; наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает разработчик (или составитель) рабочей программы – по центру вверху страницы; ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу – в шапке в правом верхнем углу; 9 возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа; сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков); сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена); название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение – по центру внизу страницы; год составления рабочей программы – по центру внизу титульной страницы. 6.3. По контуру листа задаются поля: левое - 30 мм; правое -1,5 мм. верхнее и нижнее - 20 мм. 6.4. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом. 7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ в МАДОУ № 47 7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете МАДОУ № 47. 7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах. 7.3. Педсовет, осуществляющий деятельность в соответствии с Положением о педагогическом совете МАДОУ № 47, выносит свое решение о соответствии рабочей программы существующим требованиям и Уставу дошкольного образовательного учреждения. 7.4. Утверждение рабочих программ заведующим МАДОУ № 47 осуществляется до 10 сентября текущего учебного года. 7.5. Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим МАДОУ № 47, находятся у старшего воспитателя. В течение учебного года старший воспитатель осуществляет должностной контроль реализации рабочих программ. 7.6. Копии рабочих программ находятся на руках воспитателей МАДОУ № 47. 8. Изменения и дополнения в рабочих программах 8.1. Рабочие программы являются документами, отражающим процесс развития МАДОУ № 47. 8.2. Рабочие программы могут изменяться, однако воспитанники МАДОУ № 47, начавшие изучение учебного предмета по рабочей программе конкретного года разработки, должны завершать обучение по данной рабочей программе на соответствующей ступени образования. 8.3. Основания для внесения изменений: предложения педагогов по результатам работы в текущем учебном году; обновление списка литературы; предложения Педагогического совета, администрации МАДОУ № 47. 8.4. По решению Педагогического совета к рабочим программам может прикладываться: календарно-тематическое планирование; 10 методические разработки по проведению различных форм организации воспитательно-образовательной деятельности с указанием целей, задач, хода проведения, ожидаемых результатов и образцов их оформления и т.д. 8.5. Дополнения и изменения к рабочим программам педагогических работников дошкольного образовательного учреждения могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. Изменения вносятся в рабочие программы в виде вкладыша «Дополнения к рабочим программам». 8.6. При накоплении большого количества изменений рабочие программы корректируются в соответствии с накопленным материалом. 9. Контроль 9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом МАДОУ № 47. 9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов МАДОУ № 47. 9.3. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ возлагается на старшего воспитателя МАДОУ № 47. 10. Хранение рабочих программ 10.1. Рабочие программы хранятся в методическом кабинете МАДОУ № 47. 10.2. К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, а также администрация МАДОУ № 47. 10.3. Рабочие программы хранятся 3 года после истечения срока ее действия. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение о рабочих программах является локальным нормативным актом МАДОУ № 47, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МАДОУ № 47. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение о разработке рабочей программы педагога МАДОУ № 47 принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 11