Положение о рабочей программе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.

Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022

Положение
о рабочей программе педагога
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47)

Краснотурьинск, 2022 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано на основании
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, в соответствии с Федеральным
Государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября
2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Уставом МАДОУ № 47.
1.2. Данное Положение о рабочей программе педагога МАДОУ № 47
устанавливает цели и задачи рабочей программы, разработанной с учетом ФГОС
ДО, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению
рабочих программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих
программ, а также изменения и дополнения в программах и их хранение в
МАДОУ № 47.
1.3. Рабочая программа – нормативный документ МАДОУ № 47,
характеризующий систему организации образовательной деятельности,
разработанный на основе основной общеобразовательной программы МАДОУ №
47, составленной в соответствии с утвержденным Положением об основной
образовательной программе ДОУ, и реализуемой дошкольным учреждением
применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), национально
– регионального и локального компонентов.
1.4. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной
программы МАДОУ № 47, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а
так же специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.5. Согласно настоящему Положению в рабочей программе воспитателя и иных
педагогов МАДОУ № 47 определены наиболее оптимальные и эффективные для
определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы
организации образовательной деятельности с целью получения результата.
1.6. Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным
областям:
 «Физическое развитие»;
 «Социально-коммуникативное развитие»;
 «Познавательное развитие»;
 «Речевое развитие»;
 «Художественно - эстетическое развитие».
2

1.7. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических
работников, выполняющих обязанности в МАДОУ № 47.
1.8. Воспитали МАДОУ № 47, работающие в одной группе совместно
разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой группы.
Учитель-логопед, разрабатывают рабочую программу на свою группу с учетом
возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разрабатывают
рабочую программу на каждую возрастную параллель с учетом особенной
контингента воспитанников.
1.9. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год.
1.10. Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими
работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и
авторским видением.
1.11. За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется
должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя МАДОУ
№ 47.
2. Функции, цели и задачи рабочей программы
2.1. Цель рабочей программы педагога - адаптация содержания форм, методов
педагогической деятельности к условиям МАДОУ № 47 (особенности развития
детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных
результатов обучения и воспитания).
2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
 нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого
осуществляется контроль за прохождением программы);
 информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о
целях,
содержании,
последовательности
изучения
образовательной
программы);
 методическую (определяет пути достижения планируемых результатов
освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования,
используемые методы, образовательные технологии);
 организационную (рабочая программа определяет основные направления
деятельности педагога и воспитанников, формы их взаимодействия,
использование средств обучения).
2.3. Задачи рабочей программы:
 дать представление о практической реализации компонентов Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО).
 определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с
учетом целей, задач, специфики образовательной деятельности МАДОУ № 47
и контингента воспитанников.

3

2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей,
специалистов и воспитанников МАДОУ № 47 в ходе образовательной
деятельности по конкретной образовательной программе.
2.5. Рабочая программа:
 конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы;
 определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков,
которыми должны овладеть воспитанники МАДОУ № 47;
 оптимально распределяет учебное время по темам;
 способствует совершенствованию методики проведения занятий;
 активизирует познавательную деятельность воспитанников дошкольного
образовательного учреждения, развитие их творческих способностей;
 отражает специфику региона Российской Федерации;
 применяет современные образовательные и информационные технологии.
3. Технология разработки рабочей программы
3.1. Разработка содержания рабочей программы педагога должна отвечать
ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям
дошкольного
образования,
основным
направлениям
личностноориентированного взаимодействия с воспитанниками ДОУ, принципам,
заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО).
3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
 Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;
 Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
 Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы
дошкольного образования детей;
 Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях
проектировать эффективные решения;
 Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в
конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
 Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе
отражения соответствующих способов их проверки;
 Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.
3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога МАДОУ № 47
являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения
воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию,
сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности,
показатели результативности освоения детьми того или иного уровня
содержания.
3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками
(специалистами) на основе образовательной программы с учетом приоритетного
4

направления предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС
дошкольного
образования
по
следующим
областям:
«Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на каждую
группу на один учебный год.
3.5. Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной
образовательной области осуществляется индивидуально каждым педагогом
МАДОУ № 47 в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и
авторским видением содержания образовательной области. Должно обеспечивать
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей по основным направлениям развития.
3.6. Рабочая программа должна:
 четко определять ее место в образовательной программе дошкольного
образования, задачи;
 реализовать системный подход в отборе программного материала;
 конкретно определить требования компетентностям;
 рационально определить формы организации образовательной деятельности с
учетом возрастных особенностей воспитанников МАДОУ № 47.
3.7. Воспитатель и иные педагоги МАДОУ № 47 разрабатывают свои рабочие
программы с учетом выполнения требований настоящего Положения о рабочей
программе педагогического работника МАДОУ № 47.
3.8. Допускается разработка рабочей программы творческой группой педагогов
ДОУ. Данное решение должно быть принято коллегиально на Педагогическом
совете и утверждено приказом заведующего МАДОУ № 47
.
4. Структура рабочей программы педагога МАДОУ № 47
4.1. Структура программы является формой представления образовательных
областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации
учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист
Введение
I. Целевой раздел программы (обязательная часть)
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации программы.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного
возраста, воспитывающихся в МАДОУ № 47.
2. Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)
2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
2.2. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
II. Содержательный раздел программы (обязательная часть)
5

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением
развития воспитанника:
1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных
отношений:
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.2. Способы направления поддержки детской инициативы.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ № 47 с
семьями воспитанников.
2.4. Содержание индивидуальной коррекционной деятельности.
III. Организационный раздел
1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников.
2. Организация режима пребывания детей в группе МАДОУ № 47.
3. Особенности традиционных праздников, событий, культурно-массовых и
спортивных мероприятий.
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
IV. Приложения
Приложение 1. Список детей группы.
Приложение 2. Характеристика родительского состава.
Приложение 3. Перспективный план НОД на учебный год.
Краткая презентация программы.
5. Требования к содержанию рабочих программ
5.1. Титульный лист должен содержать:
 название рабочей программы;
 наименование МАДОУ № 47, в котором работает педагогический работник –
составитель рабочей программы;
 ФИО и должность заведующего МАДОУ № 47, утвердившего рабочую
программу;
 возрастную категорию воспитанников МАДОУ № 47, для которой разработана
данная программа;
 сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
 сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
 название населенного пункта, в котором находится МАДОУ № 47;
 год составления рабочей программы.
6

5.2. Введение
5.2.1. Введение рабочей программы должно содержать:
 обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития
дошкольного образования;
 теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую идею
программы;
 обоснование специфики отбора содержания программы, указание возраста
воспитанников МАДОУ № 47, для которых предназначено содержание данной
программы.
5.2.2. Во введении программы необходимо обозначить:
 исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений,
навыков детей, необходимых для качественного освоения воспитанниками
МАДОУ № 47 содержания рабочей учебной программы;
 прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания
(объем представлений, умений, навыков, развитие интегративных качеств
ребенка);
 наметить цель и задачи рабочей программы;
 описать
инструментарий
определения
эффективности
освоения
воспитанниками содержания предлагаемой рабочей программы (содержание
тестов, заданий и т.п., представляется в приложении к программе).
5.2.3. Следует также указать:
 временную продолжительность реализации рабочей программы;
 условия для реализации программы;
 особенности организации образовательной деятельности;
 условия для организации творческой, проблемной, исследовательской и
проектной деятельности детей;
 условия для организации индивидуальных, групповых, коллективных занятий с
воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
5.2.4. Логика изложения рабочей программы педагогического работника
предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения,
прогнозируемого результата и критериев его оценки.
5.2.5. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются:
 конкретность;
 достижимость;
 измеримость;
 понятность;
 ограниченность во времени.
5.2.6. При формулировании цели рабочей программы необходимо исходить из
приоритета воспитания развивающейся личности воспитанника МАДОУ № 47,
контекста целевых установок системы дошкольного образования детей,
потенциала дошкольного образовательного учреждения.
5.2.7. Цель программы выражается в однозначных для понимания формулировках
и характеризует ведущий компонент содержания рабочей учебной программы 7

знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт
воспитанников МАДОУ № 47.
5.2.8. Цель необходимо описать так, чтоб о ее достижении можно было судить
однозначно. Исходя из точной формулировки цели, будет очевиден
прогнозируемый результат - описательная модель будущих результатов освоения
воспитанниками дошкольного образовательного учреждения содержания
рабочей учебной программы.
5.3. Пояснительная записка
5.3.1. Степень подробности описания содержания рабочей программы (по
направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной
деятельности) зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью
соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность.
5.3.2. В содержании рабочей учебной программы последовательно и системно
раскрывается то содержание, которое будет изучаться с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения в процессе НОД.
5.3.3. Содержание может быть представлено в виде задач, тем, разделов, блоков и
т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной программы
указывает на последовательность изучения материала, характерные признаки
содержательной направленности, отчетливый образ предполагаемых результатов,
характерные признаки взаимосвязи содержания образовательных программ и
содержания, превышающего требования стандарта в соответствии с видом
МАДОУ № 47.
5.4. Перспективное планирование деятельности
5.4.1. После Пояснительной записки следует перспективное планирование
деятельности с воспитанниками МАДОУ № 47 каждой возрастной группы.
5.4.2. Варианты перспективного планирования: содержание, формы, методы,
приемы, прогнозируемые результаты, условия реализации рабочей программы,
тем самым представляя целостный, законченный вариант предъявления и
оформления основного содержания рабочей учебной программы.
5.4.3. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму
перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплекснотематического планирования.
5.5. Показатели
результативности
реализации
программы (модель
предполагаемых результатов освоения содержания программы воспитанниками
МАДОУ № 47).
5.5.1. Показатели результативности реализации рабочей программы
предполагают в описательном или схематическом варианте определить те
предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы.
5.5.2. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего,
развивающего и воспитывающего характера.
5.5.3. Педагогу уместно указать планируемые промежуточные и итоговые
результаты освоения программы по образовательным областям или
8

интегративным качествам (в соответствии с рекомендациями, заложенными в
Образовательной программе МАДОУ № 47).
5.6. Информационно-методическое обеспечение программы
5.6.1. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы педагога
ДОУ предполагает информацию об обеспеченности программы всем
необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами
обучения.
5.6.2. Для полноты восприятия и проектирования необходимых условий
реализации рабочей учебной программы уместней представлять материал в
таблице, что позволит целостно увидеть информационно-методическое
обеспечение, которое необходимо для реализации самой программы.
5.6.3.
Информационно-методическое
обеспечение
программы
можно
представлять и в других формах схематического изображения: «спирали»,
«планетарной» модели и т. д. (в зависимости от структуры программы и ее
содержания). Если в перспективном планировании содержания программы
предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения, то
отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется
нецелесообразным.
5.7. Учебно-тематический план
5.7.1. В данном разделе необходимо представить количество видов
непосредственно образовательной деятельности с учетом рекомендаций
Примерной образовательной программы и Образовательной программы МАДОУ
№ 47.
5.7.2. В том случае, если содержание рабочей программы педагога реализуется не
только в процессе НОД, но и в процессе совместной деятельности с
воспитанниками, рекомендуется включить в УТП другие формы организации
педагогической деятельности.
5.7.3. Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы
организации детской деятельности с учетом их распределения по часам или без
него (дополнительное образование).
5.7.4. В рабочую программу педагога необходимо включить учебно-тематический
план той возрастной группы, по которой составляется сама рабочая программа.
6. Требования к оформлению рабочих программ
6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной
стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.
6.2. Оформление титульного листа:
 название рабочей программы – по центру;
 наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает
разработчик (или составитель) рабочей программы – по центру вверху
страницы;
 ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего
рабочую программу – в шапке в правом верхнем углу;
9

возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа;
 сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
 сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
 название населенного пункта, в котором находится образовательное
учреждение – по центру внизу страницы;
 год составления рабочей программы – по центру внизу титульной страницы.
6.3. По контуру листа задаются поля:
 левое - 30 мм;
 правое -1,5 мм.
 верхнее и нижнее - 20 мм.
6.4. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.


7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ в МАДОУ № 47
7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете МАДОУ №
47.
7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к
реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах.
7.3. Педсовет, осуществляющий деятельность в соответствии с Положением о
педагогическом совете МАДОУ № 47, выносит свое решение о соответствии
рабочей программы существующим требованиям и Уставу дошкольного
образовательного учреждения.
7.4. Утверждение рабочих программ заведующим МАДОУ № 47 осуществляется
до 10 сентября текущего учебного года.
7.5. Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим МАДОУ № 47,
находятся у старшего воспитателя. В течение учебного года старший воспитатель
осуществляет должностной контроль реализации рабочих программ.
7.6. Копии рабочих программ находятся на руках воспитателей МАДОУ № 47.
8. Изменения и дополнения в рабочих программах
8.1. Рабочие программы являются документами, отражающим процесс развития
МАДОУ № 47.
8.2. Рабочие программы могут изменяться, однако воспитанники МАДОУ № 47,
начавшие изучение учебного предмета по рабочей программе конкретного года
разработки, должны завершать обучение по данной рабочей программе на
соответствующей ступени образования.
8.3. Основания для внесения изменений:
 предложения педагогов по результатам работы в текущем учебном году;
 обновление списка литературы;
 предложения Педагогического совета, администрации МАДОУ № 47.
8.4. По решению Педагогического совета к рабочим программам может
прикладываться:
 календарно-тематическое планирование;
10



методические разработки по проведению различных форм организации
воспитательно-образовательной деятельности с указанием целей, задач, хода
проведения, ожидаемых результатов и образцов их оформления и т.д.
8.5. Дополнения и изменения к рабочим программам педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения могут вноситься ежегодно перед
началом нового учебного года. Изменения вносятся в рабочие программы в виде
вкладыша «Дополнения к рабочим программам».
8.6. При накоплении большого количества изменений рабочие программы
корректируются в соответствии с накопленным материалом.
9. Контроль
9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом МАДОУ № 47.
9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы
возлагается на воспитателей и специалистов МАДОУ № 47.
9.3. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ
возлагается на старшего воспитателя МАДОУ № 47.
10. Хранение рабочих программ
10.1. Рабочие программы хранятся в методическом кабинете МАДОУ № 47.
10.2. К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, а также
администрация МАДОУ № 47.
10.3. Рабочие программы хранятся 3 года после истечения срока ее действия.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о рабочих программах является локальным
нормативным актом МАДОУ № 47, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МАДОУ № 47.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение о разработке рабочей программы педагога МАДОУ № 47
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».