Положение об индивидуальной образовательной программе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.

Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022

Положение
об организации инклюзивного образования
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 47
комбинированного вида» (МАДОУ № 47)

Краснотурьинск, 2022 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано в
соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об
Образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года,
Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года,
Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 47 комбинированного вида» (далее МАДОУ № 47) и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ №
47 определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию,
содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а
также устанавливает состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном
учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения, наиболее подходящие,
и в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности для социального
развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с
разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественного
2

дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
 разработку
и реализацию адаптированной основной образовательной
программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного
учреждения;
 обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности
нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных
ресурсов;
 создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного
обучения в МАДОУ № 47;
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического
развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
 формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
 формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
обучения:
 полная
инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом МАДОУ № 47, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;
 частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
 внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности
здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и
посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с
родителями (законными представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
 принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
3













воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы
развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного
воспитанника;
принцип
поддержки
самостоятельной
активности
воспитанника
основывается на формировании социально-активной личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
принцип активного включения в образовательную деятельность всех его
участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов МАДОУ № 47, которые
помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и
средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого
конкретного ребенка;
принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и
воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития
детей, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой МАДОУ № 47 и для
детей-инвалидов
в
соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
4

заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение
ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см.
Приложение 1);
 заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
 предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы
родителей
(законных
представителей),
специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с
ОВЗ и заключение договора между МАДОУ № 47 и родителями (законных
представителей) воспитанников;
 диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психологопедагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
 основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными
возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах компенсирующей и комбинированной
направленности (общеразвивающей направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
 общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 фонетическое недоразвитие речи;
 нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
 заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей
в возрасте старше 3 лет;
 для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников
в возрасте старше 3 лет;
4.8. При поступлении в МАДОУ № 47 ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую
группу
оздоровительной
или
общеразвивающей
направленности МАДОУ № 47 (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения
ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).


5

4.9. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий,
которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.10. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);
 по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
 по
предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;
 по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в МАДОУ № 47 для обучения по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования
осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения городской психологомедико-педагогической комиссии (ПМПк).
4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является
формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.14. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
годовым планом МАДОУ № 47.
4.15. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.16. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
4.17. МАДОУ № 47 оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с
ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения
их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за
развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в
МАДОУ № 47.

6

4.18. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется МАДОУ
№ 47 в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.19. Общее психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования
осуществляется ППк МАДОУ № 47.
4.20. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в
МАДОУ № 47.
4.21. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью по решению
ППК МАДОУ № 47 направляются на городскую ПМПк (психолого-медикопедагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе
(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в МАДОУ № 47:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
7

график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
 комплексно-тематическое
планирование подгрупповых коррекционных
занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого-педагогического консилиума.


7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении являются:
 ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
 родители (законные представители) воспитанников;
 учитель-логопед;
 воспитатель;
 педагог-психолог.
7.2. В МАДОУ № 47 воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права
и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их
обучения.
7.4. Педагоги МАДОУ № 47 интегрировано осуществляют комплекс мероприятий
по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
дальнейшего
обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учительлогопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8

8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация МАДОУ № 47:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
 осуществляет
контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять
контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние
их здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ
№ 47 принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего МАДОУ № 47.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».