МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 6 от 25.01.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ № 47
приказ № 60-ОД от 25.01.2022 г.
Согласовано
с родительским комитетом
протокол № 1 от 25.01.2022
Положение
об оказании логопедической помощи муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 47 комбинированного
вида» (МАДОУ № 47)
Краснотурьинск, 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Данное Положение об оказании логопедической помощи
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 47 комбинированного вида» (МАДОУ № 47) разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, Федеральным
законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями от 11 июня 2021 года, Распоряжения
Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом дошкольного
образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее Положение) регламентирует деятельность детского сада, в части оказания
логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования (в том числе
адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи
детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности
учителя-логопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое
обеспечение помещения для логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями,
обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике
логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости,
обусловленной речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи
являются:
организация
и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
организация
пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
активизация познавательной деятельности воспитанников;
2
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ № 47 независимо от его
организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации
дошкольных образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном
учреждении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум
– 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи:
Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Расписание занятий учителя-логопеда.
Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2).
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МАДОУ № 47, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
количества
воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 12
воспитанников;
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности
в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на
25 таких воспитанников;
количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной
учителем-логопедом детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное
и
контрольное
диагностические
мероприятия,
продолжительностью
не
менее
15
календарных
дней
каждое.
3
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей
по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование
воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций
ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться
в течение всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и
(или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников
и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада
старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
4
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в
которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителемлогопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для
обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психологопедагогическую комиссию.
2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость
групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной
и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.
2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи
– до 5 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим
или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом
режима работы МАДОУ № 47.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным заведующим МАДОУ № 47.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи
детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов
дошкольного образовательного учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие МАДОУ № 47, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том
числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети5
инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме
семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4.
Положения.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих МАДОУ № 47, также
необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000
«Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских
домов и школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и
требованиями адаптированной основной образовательной программы и
составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка,
создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации
развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
6
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования - не более 12 человек;
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не
более 12 человек;
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным
образовательным учреждением.
3.8. Продолжительность
коррекционно-развивающего
обучения
детей
определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев
(примерно от 45 до 60 часов);
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и
письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим
недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого
учебного года), примерно от 45 до 60 часов;
с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными
общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85
занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий;
имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 6595 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для
исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и
соответствовать возрасту воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который
является финансовым документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте
воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители),
воспитатель, заведующий МАДОУ № 47.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1.
Учителями-логопедами
назначаются
лица,
имеющие
высшее
дефектологическое
образование
по
специальности
«Логопедия».
7
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим МАДОУ № 47 в
порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое
обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ
анамнестических
данных;
психолого-педагогическое
изучение
детей;
дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов
обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции;
комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных;
составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на
каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на
повышение
уровня
профессиональной
деятельности
педагогов
и
осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике
логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению
успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома.
Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и
педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая
совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей
(законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на
фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и
родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у
воспитанников;
повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и
родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного
планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск
наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение
наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
8
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников
образовательной деятельности (административных и педагогических работников
детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций
учитель-логопед:
проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения,
более тщательно обследуя речь детей;
дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического
дефекта;
проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести
речевого дефекта;
оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка
и индивидуально-образовательным маршрутом;
вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
обеспечивать
уровень подготовки воспитанников, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;
строго соблюдать принципы педагогической этики;
выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного
учреждения;
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
обеспечивать
охрану жизни и здоровья воспитанников в период
образовательной деятельности;
9
осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и
воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью
выработки правильного речевого режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
на защиту профессиональной чести и достоинства;
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения;
формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми.
Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ;
знакомиться с документаций ДОУ;
повышать квалификацию;
аттестоваться
на
добровольной
основе
на
соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения
аттестации;
для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все
льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного
обеспечения, установленные для педагогов дошкольного образовательного
учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических
занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду,
отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника,
правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима),
который должен быть эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда,
зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное
на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
10
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МАДОУ № 47.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21