муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 комбинированного вида» юридический адрес 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная, 12 телефон 8 (34384) 3-02-79 e-mail: mbdou47@bk.ru Принято: на заседании Педагогического совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» «30» августа 2023 г. Протокол № 1 Согласовано: на заседании Родительского комитета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» «30» августа 2023 г. Протокол № 3 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ № 47 № 127/3-ОД от 30.08.2023г. РАСПОРЯДОК И РЕЖИМ ДНЯ МАДОУ № 47 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических требований, условий реализации Программы, потребностей участниковобразовательных отношений. Основными компонентами режима в МАДОУ № 47 являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Режим дня должен быть гибким, однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется, таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса соответствуют требованиям, предусмотренным Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – Санитарно- эпидемиологические требования). Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Режим питания зависит от длительности пребывания детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (далее –СанПиН по питанию). Согласно пункту 183 Гигиенических нормативов в МАДОУ № 47 скорректирован режим дня в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму питания, которыми следует руководствоваться при изменении режима дня. Требования и показатели организации образовательного процесса (извлечения из СанПиН 1.2.3685-21 Таблицы 6.6, 6.7) Показатель Возраст Нормати в Требования к организации образовательного процесса Начало занятий не ранее все возраста 8.00 Окончание занятий, не позднее все возраста 17.00 Продолжительность занятия для детей от 1,5 до 3 лет 10 минут дошкольного возраста, не более от 3 до 4 лет 15 минут от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет 20 минут 25 минут 30 минут от 6 до 7 лет 20 минут 30 минут 40 минут 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия последневного сна 90 минут Продолжительность перерывов между занятиями, не менее все возраста 10 минут Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее все возраста 2-х минут Показатели организации образовательного процесса Продолжительность ночного сна не менее 1–3 года 4–7 лет 12 часов 11 часов Продолжительность дневного сна, не менее 1–3 года 4–7 лет 3 часа Продолжительность прогулок, не менее 2,5 часа для детей до 7 лет 3 часа в день Суммарный объем двигательной активности, не менее все возраста 1 часа в день Утренний подъем, не ранее все возраста 7 ч 15 мин до 7 лет 10 минут Утренняя зарядка, продолжительность, не менее Примерный режим дня Таблица 39. Примерный режим дня в группе детей от 1 года до 3-х лет (холодный период года) Режимный момент Группа раннего Группа раннего Группа раннего возраста возраста возраста (1-1,5 года) (1,5-2 года) (2-3 года) Холодный период года Приём детей, игра, утренняя 07:15-08:00 07:15-08:00 07:15-08:00 гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак 08:00-08:30 08:00-08:30 08:00-08:30 Активное бодрствование детей 08:30-09:30 08:30-09:20 08:30-09:20 (игры, предметная деятельность и др.) Подготовка ко сну, первый сон 09:30-12:00 Постепенный подъем, 12:00-12:30 оздоровительные и гигиенические процедуры Занятия в игровой форме по 09:00-09:10-09:20 09:00-09:10-09:20 подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Второй завтрак 10:00-10:10 10:00-10:10 Подготовка к прогулке, прогулка 10:10-11:40 10:10-11:50 Подготовка к обеду, обед 12:30-13:00 11:40-12:10 11:50-12:20 Активное бодрствование детей 13:00-14:30 (игры, предметная деятельность и др.) Занятие 1 (в игровой форме по 13:00-13:10 подгруппам) 13:20-13:30 Занятие 2 (в игровой форме по 13:50-14:00 подгруппам) 14:10-14:20 Подготовка ко сну, второй сон Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъём, Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, полдник Полдник Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Занятия в игровой форме по подгруппам Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой 14:30-16:00 - 12:10-15:10 16:00-16:30 12:20-15:20 - 16:30-17:45 15:10-15:40 15:40-16:15 15:20-15:50 15:50-16:25 - 15:50-16:00-16:10 15:50-16:00-16:10 - 16:15-17:45 16:25-17:45 17:00-17:45 17:00-17:45 17:00-!7:45 Таблица 40. Примерный режим дня в группе детей от 1 года до 3-х лет (тёплый период года) Режимный момент Группа раннего Группа раннего Группа раннего возраста возраста возраста (1-1,5 года) (1,5-2 года) (2-3 года) Тёплый период года Приём детей, игра, утренняя 07:15-08:00 07:15-08:00 07:15-08:00 гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак 08:00-08:30 08:00-08:30 08:00-08:30 Подготовка к прогулке, 09:00-10:00 09:00-11:40 09:00-11:50 прогулка, возвращение с прогулки Занятия в игровой форме по 09:00-09:10-09:20 09:00-09:10-09:20 подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Второй завтрак 08:30-10:10 08:30-10:10 Подготовка ко сну, первый сон, 10:00-12:30 постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры Подготовка к обеду, обед 12:30-13:00 11:40-12:10 11:50-12:20 Подготовка к прогулке, 13:00-14:30 прогулка, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Занятие 1 (в игровой форме по подгруппам) Занятие 2 (в игровой форме по подгруппам) Возвращение с прогулки, водные процедуры Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры полдник Подготовка к прогулке, прогулка, Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Уход детей домой 13:20–13:30 13:30–13:40 13:50–14:00 14:00-14:10 14:30–15:00 - - - - - - 15:00-16:30 16:30–17:00 12:10-15:10 15:10-15:40 12:20-15:20 15:20-15:50 17:00-17:45 15:40-17:45 15:50-17:45 - 15:50-16:00-16:10 15:50-16:00-16:10 17:00-17:45 17:00-17:45 17:00-!7:45 Таблица 41. Примерный режим дня в дошкольных группах 4-го и 5-го года жизни Режимный момент Приём детей в группе, свободная игра Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство Утренний круг Игры, подготовка к занятиям, занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут), занятия со специалистами Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Младшая группа (3-4 года) длитель- начало окончаность ние Холодный период года 0:45 07:15 08:00 Средняя группа (4-5 лет) длитель- начало окончаность ние 0:45 07:15 08:00 0:10 0:30 08:00 08:10 08:10 08:40 0:10 0:30 08:00 08:10 08:10 08:40 0:20 1:00 08:40 09:00 09:00 10:10 0:20 1:10 08:40 09:00 09:00 10:20 0:10 1:50 09:45 10:10 09:55 12:00 0:10 1:50 09:50 10:20 10:00 12:10 Подготовка к обеду, обед, дежурство Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой Приём детей на улице, свободная игра Утренняя гимнастика на улице Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство Подготовка к прогулке, прогулка Утренний круг Игры, кружки, занятия со специалистами Второй завтрак Подготовка к обеду, обед, дежурство Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой Игры, кружки Вечерний круг 0:30 12:00 12:30 0:30 12:10 12:40 3:00 12:30 15:30 2:30 12:40 15:10 0:15 15:30 15:45 0:15 15:10 15:25 0:20 15:45 16:05 0:20 15:25 15:45 0:20 16:05 16:25 0:40 15:45 16:25 0:10 1:10 16:25 16:35 16:35 17:45 0:10 1:10 16:25 16:35 16:35 17:45 Тёплый период года 0:45 07:15 08:00 0:45 07:15 08:00 0:10 08:00 08:10 0:10 08:00 08:10 0:30 08:10 08:40 0:30 08:10 08:40 3:20 08:40 12:00 3:30 08:40 12:10 0:20 1:00 08:40 09:00 09:00 10:10 0:20 1:10 08:40 09:00 09:00 10:20 0:10 0:30 09:45 12:00 09:55 12:30 0:10 0:30 09:50 12:10 10:00 12:40 3:00 12:30 15:30 2:30 12:40 15:10 0:15 15:30 15:45 0:15 15:10 15:25 0:20 15:45 16:05 0:20 15:25 15:45 1:40 16:05 17:45 2:00 15:45 17:45 0:20 0:10 16:05 16:25 16:25 16:35 0:40 0:10 15:45 16:25 16:25 16:35 Таблица 42. Примерный режим дня в дошкольных группах 6-го и 7-го года жизни Режимный момент Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Приём детей на улице, свободная игра Утренний круг Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство Игры, подготовка к занятиям, занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут), занятия со специалистами Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Игры, подготовка к занятиям, занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут), занятия со специалистами Подготовка к обеду, обед, дежурство Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой Приём детей на улице, свободная игра,утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство Утренний круг Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки длитель- начало окончаность ние Холодный период года 0:45 07:15 08:00 длительность начало окончание 0:55 07:15 08:10 -0:15 0:10 0:20 08:00 08:15 08:25 08:15 08:25 08:45 0:20 0:10 0:20 08:10 08:30 08:40 08:30 08:40 09:00 1:15 08:45 10:00 1:10 09:00 10:10 0:10 1:00 10:00 10:10 10:10 11:10 0:10 1:00 10:10 10:20 10:20 11:20 1:10 11:10 12:20 1:10 11:20 12:30 0:30 12:20 12:50 0:30 12:30 13:00 2:10 12:50 15:00 2:00 13:00 15:00 0:20 15:00 15:30 0:15 15:00 15:30 0:20 15:30 15:50 0:20 15:30 15:50 0:30 15:50 16:20 0:40 15:50 16:30 0:10 1:15 16:20 16:30 16:30 17:45 0:10 1:05 16:30 16:40 16:40 17:45 Тёплый период года 1:10 07:15 08:25 1:25 07:15 08:40 0:20 08:25 08:45 0:20 08:30 08:50 0:20 3:15 08:45 09:05 09:05 12:20 0:20 3:20 08:50 09:10 09:10 12:30 Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами Второй завтрак Подготовка к обеду, обед, дежурство Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 0:10 0:30 10:00 12:20 10:10 12:50 0:10 0:30 10:10 12:30 10:20 13:00 2:10 12:50 15:00 2:00 13:00 15:00 0:20 15:00 15:30 0:15 15:00 15:30 0:20 15:30 15:50 0:20 15:30 15:50 0:10 1:55 15:50 15:50 16:00 17:45 0:10 1:55 15:50 15:50 16:00 17:45 Таблица 43. Примерный режим дня в группе детей с ТНР Режимный момент Приём детей на улице, свободная игра Свободные игры в группе Утренний круг Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство Утрений круг Игры, подготовка к занятиям, занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут), коррекционные занятия со специалистами Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами Подготовка к обеду, обед, дежурство Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Группа детей с ТНР (5-7 лет) длитель- начало оконча- длитель- начало окончаность ние ность ние Холодный период года Тёплый период года 0:45 07:15 08:00 1:40 07:15 08:55 0:25 -0:20 0:10 0:20 08:00 08:25 08:45 08:55 08:25 08:45 08:55 09:15 0:20 08:10 08:30 0:20 08:55 09:15 0:20 09:15 09:35 1:45 09:15 11:00 0:10 1:30 10:10 11:00 10:20 12:30 0:10 2:55 10:10 09:35 10:20 12:30 0:30 12:30 13:00 0:30 12:30 13:00 2:00 13:00 15:00 2:00 13:00 15:00 Постепенный подъём, профилактические физкультурнооздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 0:30 15:00 15:30 0:30 15:00 15:30 0:20 15:30 15:50 0:20 15:30 15:50 0:10 0:45 16:50 17:00 17:00 17:45 0:10 1:55 15:50 15:50 16:00 17:45 Согласно пункту 2.10 Санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса и режима дня соответствует следующим требованиям: Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятияхв плавательных бассейнах. Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в зале.