ОБУЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
05.09.2025
Одна из важнейших
задач в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие и обогащение
словарного запаса. Словарный запас включает активные слова, те которые мы
употребляем в устной и письменной речи, и пассивные слова, те, которые мы
понимаем, но не используем в устной и письменной речи.
Логопедическая работа
по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей
действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики
проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение
значений слов, расширение семантики. Особенно важной является работа по
усвоению слов обобщающего значения. Необходимо учить ребенка группировать и
классифицировать предметы, затем соотносить единичные предметы к заданному,
общему.
Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира,
базируются на единстве мыслительных действий:
ü анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его
сторон, действий, отношений),
ü синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое),
ü сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их
признаками),
ü обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким - либо
существенным признакам).
Обучение классификации
предметов важно, так как оно способствует пониманию ребёнком того, что лежит в
основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое
свойство.
С этой целью можно
использовать различные дидактические игры.
Некоторые дидактические упражнения и игры, которые используются в логопедической работе с дошкольниками:
·
«Найди лишний предмет». Детям предлагают
серию картинок, среди которых находится одна картинка, изображение на которой
не относится к такой же тематической группе, как и другие предметы,
изображённые на картинках.
·
«Группировка предметов по картинкам». Детям показывают
картинки, которые им нужно разложить на две или несколько групп (какие именно,
не уточняется). Картинки можно показывать сериями, включающими несколько видов
предметов, к примеру, фрукты и овощи.
·
«Разложите картинки по своему сходству». На доске выкладывают
по вертикали в ряд несколько картинок, а детям раздают другие картинки, которые
нужно разложить по группам, соответствующим определённым картинкам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2025
Дата обновления: 31.10.2025
Дата публикации: 05.09.2025