Ребёнок меня не слышит!. Важные советы для родителей
20.11.2025
Причина
1: Отсутствие зрительного контакта
Ситуация: малыш сосредоточенно
лепит что-то из пластилина, собирает конструктор или увлечённо смотрит
мультики. Стоя на пороге детской, вы зовёте его обедать и тут же уходите. Через
время повторяете просьбу, но уже повышенным тоном, находясь на кухне. Ребёнок
всё равно не приходит, и тогда вы как фурия влетаете в детскую и начинаете
кричать. Ребёнок удивлённо смотрит на вас. Только сейчас он услышал вашу
просьбу впервые.
Ошибка: чем младше ребёнок,
тем меньше у него объём внимания. Увлечённый игрой ребёнок просто не слышит,
когда к нему обращаются родители.
Совет: подойдите близко,
положите руку на плечо ребёнка и позовите его по имени. Имя человека — это
универсальный ключ, который активирует его внимание. Когда ребёнок обернётся и
посмотрит вам в глаза, спокойным голосом повторите свою просьбу. Зрительный
контакт — очень сильная вещь. Старайтесь использовать эту силу во благо.
Причина 2: Крик
Ситуация: продолжение
предыдущей. Ребёнок с трудом отрывается от своих занятий, а тут вы возмущённо
кричите: «Немедленно иди есть, сколько можно звать!». Первое его желание будет
— не выполнить вашу просьбу, а спрятаться куда-нибудь подальше. Если он и
уловит смысл требования, то выполнит его скорее от страха.
Ошибка: когда вы общаетесь с ребёнком при
помощи крика, происходит следующее:
- ребёнок теряется и не понимает, что от него
требуют и зачем это нужно выполнять. Он сделает то, что вы хотите, но
ничего из этого не запомнит. И в следующий раз повторит ту же ошибку, а
вам снова придётся кричать;
- ребёнок перестанет воспринимать вас всерьёз, если
вы говорите спокойным тоном. До тех пор, пока вы не повышаете голос, вас
можно игнорировать;
- ребёнок начинает общаться с вами аналогично. Пока
он маленький, ваш крик действует, потому что звучит для него угрожающе.
Как только он подрастёт, крик перестанет работать.
Совет: крик оправдан в том случае, если вы
хотите позвать ребёнка и выделиться на фоне общего шума. В остальных случаях
учитесь доносить вашу точку зрения по-другому. Если вы хотите научить ребенка
слышать родителей, то заявите о своей позиции спокойным голосом и обязательно
аргументируйте свою просьбу. Эти доводы должны быть убедительными для ребёнка,
чтобы заставить его обратить внимание на ваши слова. Например: «Пора обедать.
Если ты сейчас не поешь, у тебя не будет сил, чтобы гулять до самого вечера на
площадке».
Причина 3: Длинная цепочка действий
Ситуация: вы собираетесь на
прогулку и говорите малышу: «Бери с собой игрушки, одевайся и обувайся». Пока
ребёнок будет думать, что выбрать — лопатку или машинку, он забудет о том, что
нужно надеть свитер и взять перчатки. И вот он растерянно мечется по квартире,
а вы в это время громко возмущаетесь его бестолковости.
Ошибка: вы формируете для ребёнка цепочку
последовательных действий, некоторые звенья которой могут выпасть из его
внимания. Для вас очевидно, что именно в таком порядке нужно собираться на
улицу. Ребенок не выполняет просьбы, потому что ему сложно запомнить и правильно
выполнить эту последовательность. Его внимание сосредоточено на чём-то одном.
Совет: давайте рекомендации поочерёдно и
следите за выполнением каждой из них. Запомните: одна просьба — одно действие.
Например: «Выбери игрушки и сложи их в рюкзак», и только после этого
приступаете к одеванию.
Причина 4: Много слов
Ситуация: вы на секунду
отвлеклись, и ребёнок залез на самый высокий турник на детской площадке. Вы
бросаетесь к нему и на одном дыхании выдаёте что-то типа: «Ну-ка немедленно
слезь с этого турника, ты разве не помнишь, как в прошлый раз упал и сломал
себе руку? Опять хочешь покалечиться?!»
Ошибка: ребёнок ничего не поймёт из вашей
многословной эмоциональной тирады. Скорее всего он выполнит требование потому,
что испугается вашего тона и выражения лица. У детей короткая память, они живут
в моменте. И в мгновение радости и веселья ребёнок вообще не вспомнит о прошлом
негативном опыте и не сможет оценить последствия.
Совет: не будьте многословными, говорите
кратко и по делу. Скажите: «Слезь, пожалуйста, с турника. Ты можешь упасть».
Причина 5: Отсутствие наказания
Ситуация: вы приходите с
работы уставшая и просите ребёнка помыть посуду. Ребёнок говорит «Щас» и
продолжает заниматься своими делами. Спустя полчаса вы повторяете просьбу и
слышите в ответ то же самое. Вам кажется, что ребенок игнорирует. Попросив его
о помощи в третий раз и не дождавшись её, вы молча идёте мыть посуду
сами.
Ошибка: ребёнок привык к вашим просьбам,
прослушивает их в фоновом режиме и не торопится выполнять. Просто он знает, что
дальше просьб или запретов обычно дело не идёт и за непослушание не последует
никакого наказания. Если ребёнок игнорирует ваши просьбы постоянно, это значит,
что вы не сформировали должного уважения к вашим словам.
Совет: приучите ребёнка к тому, что ваши
просьбы важны и обязательны к выполнению. Просите ребёнка что-то выполнить
максимум три раза. В первый раз озвучьте вашу просьбу и убедитесь, что ребёнок
её услышал. Во второй раз напомните, что просите уже дважды. И предупредите,
что невыполнение просьбы повлечёт санкции за невнимательное отношение к вашим
словам. В третий раз просьба уже сопровождается санкциями.
Не можете придумать наказание? Попробуйте
другой метод: переложите ответственность за выполненное или невыполненное
поручение на плечи ребёнка. Например: «У тебя есть полчаса, чтобы собраться в
школу. Через полчаса мы выходим из дома, и если ты что-нибудь забудешь, то сам
объяснишь это учителю». Таким образом вы дадите ребёнку прочувствовать
последствия непослушания на себе.
Причина 6: Избыточные запреты
Ситуация: вы с семьёй пришли
в кафе, расположились и сделали заказ. Ребёнок получил свою тарелку и приступил
к еде. И тут началось: «Не облизывай пальцы!», «Нельзя есть столько пиццы за
раз!», «Не клади локти на стол!», «Не бери столько салфеток!», «Не хватай меню,
ты всё равно читать не умеешь!», «Не подбирай еду с пола!» и прочее.
Ошибка: когда замечания идут непрерывным
потоком, они превращаются для ребёнка в «белый шум». Механизм вытеснения
срабатывает таким образом, что ребёнок не воспринимает всерьёз очередной
запрет, который слышит регулярно.
Совет: обратите внимание на количество
ваших запретов. Если вы хотите, чтобы ребёнок серьёзно относился к ним,
уменьшите их количество в разы. Запрещайте только то, что на самом деле принципиально
и важно.
Рассмотрите ваши замечания с точки зрения
здравого смысла. Оценивайте их с позиции «что из этого я могу разрешить, чтобы
никому не причинить вреда». Пусть на пять ваших одобрений приходится только
один запрет. Например:
- «Да, ты можешь облизывать пальцы, только руки
перед этим нужно тщательно помыть»
- «Да, можно съесть третий кусочек пиццы, только
придётся обойтись без сладкого»
- «Да, клади локти на стол, если тебе так удобно.
Только следи, чтобы не столкнуть чужую чашку или тарелку со стола»
- «Да, бери столько салфеток, сколько тебе
необходимо»
- «Да, возьми посмотреть меню, оно для того и лежит
на столе»
- «Нет, подбирать еду с пола нельзя. Ты ведь не
хочешь заболеть и потом долго лечиться»
Причина 7: Родители не слышат детей
Ситуация: ребёнок вам о
чём-то увлечённо рассказывает, задаёт вопросы и ждёт вашего совета или
одобрения. Вы же в это время что-то ищете в сумке, листаете ленту новостей или
думаете о своём. И вот, когда ребёнок закончил рассказ и ждёт вашей реакции, вы
поднимаете взгляд и говорите: «Что? Повтори, пожалуйста, я не слышал(а)».
Ошибка: дети учатся у родителей всему, в том
числе и мастерству коммуникации. Если вы сами не умеете слушать и слышать,
уважать мнение собеседника, как вы можете научить этому ребёнка? В конце концов
он начнёт обращаться с вами аналогично: игнорировать ваши слова, отмахиваться
от просьб и не интересоваться вашей жизнью.
Совет: отложите все дела и
внимательно выслушайте ребёнка. Если не получается всё бросить немедленно,
скажите, что будете готовы слушать через пять (десять, пятнадцать) минут. Не
торопите ребёнка, не перебивайте и не обесценивайте его проблемы. Ведите
диалог: задавайте вопросы, выслушивайте ответы. Дайте совет, если требуется, и
найдите, за что похвалить, это очень важно для малыша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2025
Дата обновления: 21.11.2025
Дата публикации: 20.11.2025