КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ПОЧЕМУ ОНИ МОЛЧАТ? ВСЕ ЛИ РАЗГОВОРЯТСЯ САМИ?
23.11.2025
Задержка речевого
развития (ЗРР) — более позднее в
сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью. Например, в
среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят
предложения и соединяют их в рассказ. Если в период с года до года и двух месяцев
у ребенка не появляются первые слова, а в период с полутора до двух лет не
появляются первые простые фразы, то ребенку дается заключение: Задержка
речевого развития.
По
официальным данным Министерства просвещения РФ задержки речевого развития имеют
более восьмидесяти процентов детей раннего дошкольного возраста с года до трех
лет.
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время
беременности:
·
хроническая
внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) плода;
·
поражение центральной
нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
·
внутриутробное
инфицирование;
·
гидроцефалия;
·
генетические заболевания;
·
недоношенность;
·
родовая травма;
·
аномалии развития,
которые затрудняют работу органов артикуляции.
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
·
нейроинфекции;
·
снижение слуха после
отита;
·
дефицит общения;
·
тяжёлая болезнь,
госпитализация, сильный стресс;
·
генетическая
предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим
факторам;
·
соматическая
ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических
функций;
·
нарушения взаимосвязей в
работе мозга, отражающиеся в слабом тонусе мышц, неуклюжести, неловкости
движений, задержке речевого развития;
·
нарушения своевременного
прохождения всех этапов сенсомоторного развития, что сказывается на дальнейшем
развитии ребенка (позже начал держать голову, переворачиваться, сел, пополз,
встал, пошел);
·
проблемы в развитии
слухового, зрительного, тактильного восприятия, проприоцепции (ощущения своего
тела в пространстве);
·
ЗПР или нарушения
интеллектуального развития.
Причинами ЗРР могут быть различные дисфункции
воспитательного характера:
·
мало разговаривают и не
играют с детьми, не читают им, не поют малышам колыбельных;
·
отмечается ограничение передвижений
и недоразвитие моторики из-за использования коляски после двух лет;
·
имеют место длительное
ношение подгузников, длительное грудное вскармливание, длительное использование
бутылочки и пустышки;
·
стало нормой пребывание
младенца с первых недель жизни у экранов гаджетов; с первых месяцев жизни
отмечается неконтролируемый просмотр малышом мультфильмов.
В
соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к
четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не
появилась фразовая речь, после может быть дано заключение: Специфические расстройства речевого развития (СРРР) или ЗРР.
В
настоящее время специалисты делают акцент на важность раннего выявления
нарушений со стороны речи и иных параметров психики, что объясняет необходимость
углублённого обследования ребёнка у профильных специалистов (невролога,
сурдолога, психиатра, логопеда) в период с полутора до двух лет.
Нельзя
оставлять неговорящего ребенка без помощи в надежде на то, что он сам
разговорится, когда пойдет в детский сад. К сожалению, разговорится без помощи
специалистов лишь один из десяти неговорящих малышей.
Уважаемые
родители, не слушайте людей, которые не обладают необходимыми знаниями и не имеют
специального образования. Верьте специалистам и не оставляйте без помощи своих
малышей. Помните, что в случае выявленной задержки
речевого развития нельзя терять ни дня!
Успехов
вашим детям!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2025
Дата обновления: 26.11.2025
Дата публикации: 23.11.2025