25.09.2023
20.10.2023
С английского тьютор переводится как
наставник, опекун. Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за
нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В 14 в. Тьюторство
нашло свое применение в классических британских университетах - Оксфорде, а
позднее в Кембридже в форме наставничества. Они были посредниками между
профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как
применить академические знания в жизни. В этих университетах тьюторство до сих
пор играет важную роль воспитательной и обучающей работе. Первые следы
тьюторства в России имели место в монастырях. К монахам прикреплялись старцы,
которые передавали знания своим воспитанникам, тесно общаясь друг с другом.
Позже в аристократических семьях в дореволюционной России появились гувернеры.
Они буквально целый день находились со своими подопечными, помогая им найти
свой путь в жизни. Гувернеры, как и старцы, немало вложили в развитие
тьюторства в России. После революции должность классных наставников и
гувернеров была упразднена. Само официальное понятие «Тьютор» закрепилось в
русской педагогической практике в 19 в., благодаря фанату английских традиций
Каткову М.Н.
Кто же такой тьютор в дошкольном образовательном учреждении
и чем он занимается?
Сопровождение детей с ОВЗ, развитие мотивации, анализ личности
ребенка - вот лишь некоторые функции этого специалиста. Так кто же такой тьютор
и в чем заключается его работа!
Тьютор - это специалист, который изучает индивидуальные
особенности и интересы ребенка и создает среду для его развития, с учетом его
возможностей и желаний.
Существует общее тьюторское сопровождение и индивидуальное
тьюторское сопровождение, о том какое из них показано ребенку можно увидеть в
заключении ПМПК.
Отдельный вид тьюторского сопровождения - индивидуальное
тьюторское сопровождение ребенка в инклюзивном пространстве. Здесь тьютор
помогает детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в
обществе.
В обязанности тьютора здесь входит организация образовательной
деятельности, нахождение сильных сторон у ребенка и помощь в их развитии, а
также с учетом индивидуальных возможностей развитие необходимых жизненных
навыков и умений.
В современном образовании тьютор - незаменимый человек. Он
поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным для ребенка. В семейном
воспитании тьютор подсказывает родителям без педагогического опыта как грамотно
помочь своему ребенку овладеть теми или иными знаниями, дает ответы на вопросы,
связанные с личным развитием и образованием ребенка.
Что делает тьютор в ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Выявляет способности ребенка.
- Составляет индивидуальный образовательный маршрут, в
котором учитываются особенности и желания ребенка.
- Создает условия для образования ребенка с ОВЗ в системе
образовательной организации.
- Сопровождает и направляет ребенка от короткого периода
до нескольких лет ( в зависимости от запроса).
- Оценивает результаты ребенка на основе его личных
качеств и умений.
- Корректирует индивидуальную программу обучения
совместно с другими специалистами ОО с учетом индивидуальных особенностей
ребенка.
Четыре этапа тьюторского сопровождения
- Диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситуацию
вокруг ребенка с ОВЗ и стимулирует его на контакт и адаптацию к интегрированной
среде).
- Проектировочный (тьютор осуществляет поиск
индивидуальных интересов ребенка и разрабатывает индивидуальный
образовательный маршрут ребенка).
- Реализационный (тьюторское сопровождение ребенка с
ОВЗ).
- Аналитический (оценка результатов работы, внесение
изменений в индивидуальный образовательный маршрут или завершение
тьюторского сопровождения).
Цель тьютора -
успешно включить ребенка с ОВЗ в среду ДОУ.
Задачи тьютора:
- Сопровождение ребенка в образовательной и жизненной
среде.
- Индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.
- Сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования
ребенка.
- Осуществлять правовую и образовательную поддержку семье
в реализации прав ребенка.
Главное для тьютора - иметь доверительные и эмоциональные отношения с
тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются
образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в жизнь детского сада и
проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою
миссию.
09.04.2024
Особый ребенок – это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда к нему добра. Особые дети нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени в реализации своих способностей, достижении успехов. К каждому ребенку важно подходить не с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Акцент делается не на результат, а на процесс. Поэтому важно создавать условия для особых детей и адаптировать образовательную среду под психофизические возможности ребенка.
Просмотров всего: , сегодня: